В стране насчитывается 957 исторических городов, возникновение которых относится ко времени, начиная с далекого прошлого и кончая XIX столетием. В их числе много крупных городов с численностью населения от 200 до 500 тыс. жителей и крупнейших административно-политических, промышленных и культурных центров с населением от 500 тыс. — 1 млн. жителей и более. Здесь проживает около 44% городского населения страны. Еще больше старых средних и малых городов промышленного, научно-учебного, туристского и курортного профиля или пока еще не имеющих ясного градоформирующего назначения. В малых (до 50 тыс. жителей) и средних (от 50 до 100 тыс.) городах проживает около 32% городского населения страны.
Таким образом, уровень состояния нашего градостроительства и пути его развития определяются крупнейшими, крупными, средними и малыми городами.
Многие малые и средние также успешно развиваются, и там строятся производственные, научные и учебные, туристские и курортные объекты. Однако немало древних городов еще не имеют современной градообразующей базы.
С ростом ряда древних городов значительно меняется их планировочная структура. Например, Киев веками развивался на правом берегу Днепра, но сейчас крупные районы сооружены на левобережье. Быстрый рост крупных городов вызвал во многих случаях слияние их с малыми историческими городами, имеющими большую архитектурно-художественную ценность. Для предотвращения этого, наряду с ограничением роста крупных центров, надо в определенном радиусе сдерживать и развитие малых городов.
Наряду с достижениями в ряде древних городов допущены и существенные ошибки. В Пскове, в частности, искажена застройка главной площади, и крупное здание Дома связи нарушило архитектурное единство «удельного» города. В Ярославле рядом со Спасским монастырем построена многоэтажная гостиница, «подавившая» соседние памятники архитектуры.
Такие ошибки отрицательно сказываются на архитектурном своеобразии старых городов. Но больше всего стирает сложившийся веками их облик новая застройка на территориях, во много раз превосходящая по размерам исторические зоны. Архитектура массовой застройки еще не приобрела своеобразия, которое должно быть присуще каждому городу. Вследствие этого новые районы не только в одном и том же, но и в разных городах похожи друг на друга.
Конечно, в совершенствовании облика массовой застройки пройден трудный путь. До 1963 г. повсеместно жилые дома строились только по двум-трем типовым проектам. Но в 1963 г. впервые в Ленинграде в застройке приморской зоны Васильевского острова были применены типовые блок-секции, позволившие сооружать различной протяженности и этажности жилые дома. Теперь блок-секционный метод находит все большее распространение.
Решительное улучшение архитектурного образа городов, сохранение исторически сложившегося своеобразия населенных мест, преодоление однообразия новой застройки и использование ценного наследия прошлого может быть достигнуто путем взаимосвязанного применения ряда средств.
В их числе: учет зодчими в своей практике исторически сложившихся и жизненных в современных условиях градостроительных традиций; овладение мастерством композиции архитектурных ансамблей и их систем; формирование характерных для данного города силуэта и общих панорам, воспринимаемых как с локальных, так и обширных открытых пространств; умение органически сочетать архитектуру, монументальную скульптуру и живопись; эффективное использование памятников архитектуры с учетом градостроительных требований.
В многовековой практике градостроительства вырабатывались различные принципы планировки и застройки населенных мест, которые часто повторялись, становились традиционными. Длительность существования традиций определялась тем, в какой мере они отвечали социально-экономическим, инженерно-техническим и архитектурно-художественным требованиям своего времени. Одной из важнейших градостроительных традиций, действенных и в наше время, является всесторонний учет природной среды. Придание уникального архитектурного облика городам невозможно без учета климата, умелого использования рельефа местности, акваторий и растительности. Возьмем хотя бы такой пример: в Крыму архитектор А. Полянский хорошо вписал в природный пейзаж пионерский лагерь «Артек», но этот же автор в Сочи протяженным многоэтажным объемом гостиницы расчленил некогда целостную прибрежную зону города.
Важной градостроительной традицией является преемственность, учет того, что создано в застройке города предшественниками. Этой традицией часто пренебрегают, что может иллюстрировать пример постройки по проекту архитектора А. Меерсона мощного объема жилого дома на Беговой улице в Москве, «подавившего» своих соседей и, в частности, дом архитектора А. Бурова. Несколько ранее тот же автор группой башенных домов нарушил целостность застройки въезда в Химки-Ховрино, начатой архитекторами К. Алабяном и Н. Селивановым.
Подобный «творческий эгоизм», противопоставление своего архитектурного произведения тому, что создано ранее другими, не позволяет формировать гармоничные архитектурные комплексы.
Такие кричащие «выпады» в городской среде иногда причисляются к новаторству. Но надо напомнить о том, что выдающийся ансамбль Московского Кремля, создававшийся на протяжении 450 лет и не лишенный новаторства, свойственного различным периодам его строительства, основан на последовательной градостроительной преемственности. Новое здание выставок, хорошо вписанное архитектором В. Чеканаускасом в древнюю архитектуру Вильнюса, также иллюстрирует возможность успешного сочетания старого и нового.
Полезен и в наше время традиционный учет исторически сложившейся цветовой гаммы застройки, которая в русских городах была светлой, полихромной. Не случайно Москву называли белокаменной. А вот архитектор В. Кубасов в белокаменной столице облицевал новое здание МХАТа темным туфом. Неверное цветовое решение в сочетании с другими недостатками явилось причиной того, что театр не вписался в исторически сложившуюся городскую среду.
Многовековой традицией в жарком климате стало устройство солнцезащиты, улучшающей удобства жизни населения и влияющей на своеобразие архитектуры зданий. В Ташкенте, например, солнцезащита, примененная Б. Мезенцевым и другими архитекторами в зданиях Совета Министров Узбекской ССР, придает им не только современный, но и национальный колорит. Но вызывает сомнение архитектурная трактовка в Ташкенте архитектором А. Косинским жилых домов на ул. Б. Хмельницкого, укрытых по существу «солнцезащитными» стенами; национальная архаика допущена архитектором Ф. Турсуновым в рисунке солнцезащитных устройств и аркад в здании выставочного зала.
Но нельзя недооценивать и трудности преломления градостроительных традиций в современной планировке и застройке городов. В связи с этим нельзя не напомнить о Ярославском градостроительном договоре, в котором ярославские строители и коллектив ЦНИИП градостроительства в 1976 г. обязались всемерно использовать прогрессивные традиции, свойственные Ярославлю, при застройке северного района города. Только сейчас авторы проекта архитекторы Ю. Сдобное, И. Лелякина и другие находят правильный подход к труднейшей творческой задаче, успех решения которой зависит от перестройки домостроительного комбината на выпуск широкого набора блок-секций новой серии домов.
Учесть некоторые традиционные приемы застройки города стремились архитектор В. Чеканаускас и др., создавая композицию района Лаздинай в Вильнюсе. Здесь хорошо использован рельеф местности, органично включены в пространственную композицию лесные насаждения. Как и в старом городе, применен контраст горизонтальных членений в сочетании с вертикальными. Созданы живописные пешеходные дороги, проходящие под жилыми корпусами, напоминающие проходы в древней части Вильнюса.
Исходя из этого положения, использование прогрессивных градостроительных традиций — непременное условие успеха в планировке и застройке наших городов.
С понятием традиций закономерно связано и понятие новаторства. Новаторство в архитектуре должно отражать требования развития социалистического общества, отвечать марксистско-ленинскому мировоззрению, уровню развития науки, техники и культуры. Неверная же трактовка новаторства приводит, как это имело место при строительстве новых корпусов Киевского университета или некоторых других объектов, к некритическому использованию примеров архитектуры капиталистических стран.
Многовековой опыт градостроительства показывает, что решающим средством создания яркого и своеобразного облика городов является формирование архитектурных ансамблей и создание их обширных пространственных систем, композиций, а также закона преемственности в застройке населенных мест.
Создание ансамблей неразрывно связано с формированием силуэта города и обширных городских панорам, которые во многом определяют архитектурный облик населенного места. Как правило, индивидуальная особенность силуэта города во многом определяется Архитектурный ансамбль как высший уровень градостроительного искусства представляет собой гармоничное единство пространственной композиции зданий, инженерных сооружений, монументальной живописи, скульптуры, зеленых насаждений, благоустройства и природной среды. Условием построения архитектурного ансамбля является наличие целостного пространственного замысла всего градостроительного комплекса: соразмерность и единство масштаба, единство ритма и модуля составляющих его зданий и сооружений.
Достигнутые нами успехи в области формирования архитектурных ансамблей пока скромны, и это объясняется в первую очередь нарушением или незнанием основ формирования гармоничных градостроительных уникальной композицией вертикалей, доминирующих в застройке.
Упрощенные коробки высотных зданий приводят к своеобразной «типизации» облика городов, к постепенному стиранию их исторически сложившейся архитектурно-художественной самобытности. Конечно, объемные композиции высотных зданий должны быть современными, но они не должны ограничиваться случайной расстановкой параллелепипедов или «пластин», так как необходимость в многообразии не исключает многоярусности и ажурности объемов башен. Именно эта идея была заложена в послевоенном силуэте Москвы, созвучном градостроительным традициям столицы, которым дали начало архитекторы Д. Чечулин, В. Гельфрейх, А. Мордвинов, М. Посохин, Л. Поляков, А. Душкин, Л. Руднев и др.
Многолетнее проектирование приморской зоны Васильевского острова позволило авторам сделать вывод, что традиционным для Ленинграда будет лаконичный силуэт, открывающийся со стороны моря и образуемый тремя, имеющими индивидуальное ступенчатое решение башенными зданиями.
Своеобразие облика Риги многие века определял силуэт трех церковных башен. Когда во время войны одна из них была уничтожена — стал очевидным ущерб, причиненный панораме города, раскрывающейся со стороны Двины. Недавно башня была воссоздана, но яркий исторический силуэт центра ухудшила новая примитивная башенная коробка архитектора А. Рейнфельфа. Острый диссонанс в силуэт старого Таллина внесла гостиница «Виру», созданная архитектором М. Портом. Ошибкой в формировании днепровской панорамы Киева была постройка по соседству с ансамблем Киево-Печерской лавры многоэтажного примитивного объема здания Главкиевстроя и начатого строительством по проекту архитектора А. Милецкого круглой высотной гостиницы, потом запрещенного главным архитектором города И. Ивановым.
Опыт градостроительства показывает, что уникальный облик города можно сохранить, компенсируя потери, причиненные его силуэту и общим панорамам. В Костроме, к примеру, памятники архитектуры XVII— XIX вв. определяли яркую и самобытную панораму города со стороны Волги. Однако в начале текущего столетия характерные черты силуэта Костромы были утрачены. Разработка в 1970-х годах приволжской части центра города показала возможность компенсации утраченных качеств его силуэта путем создания двух архитектурных ансамблей, имеющих вертикальные доминанты.
Проектным анализом доказана возможность существенного улучшения силуэтов волжских панорам Ярославля и г. Горького.
Многообразие городской среды создают и здания, завершающие перспективы проспектов и улиц, так как они хорошо запоминаются пешеходами и пассажирами городского транспорта. Иллюстрацией могут служить проспекты Кутузовский и Калинина в Москве, которые начинаются Триумфальной аркой и на переломах магистрали удачно завершаются гостиницей «Украина», зданием СЭВ и древней башней Кремля.
Для того чтобы сделать города запоминающимися своими индивидуальными архитектурными чертами, надо повысить качественный уровень разработки проектов застройки площадей, улиц, магистралей, набережных. Назрела необходимость при составлении генеральных планов городов, проектов детальной планировки и застройки выполнять схемы размещения зданий и сооружений и эскизы панорам, определяющих силуэт населенных мест. Для повышения архитектурно-художественных качеств городов требуется ввести новую стадию градостроительного проектирования, предусматривающую разработку эскизных проектов ансамблей площадей, улиц и набережных, включающую макеты, панорамы, планы в масштабе 1 :500 или 1 :1000.
Большую часть городских территорий занимают новые жилые районы, и застройка многих из них одним или двумя-тремя типами домов ведет к однообразию, которое уничтожает архитектурную самобытность того или другого исторического города. В этом отношении недопустимо широко распространенное строительство одинаковых 5, 9- или даже 16-этажных зданий, образующих новые микрорайоны. К тому же подобное повышение этажности не позволяет по санитарным условиям существенно повышать плотности застройки. Примеры можно видеть в Теплом стане в Москве, в Ташкенте, Харькове, Уфе, Воронеже и даже в малых и средних городах, таких, как Загорск, Переславль-Залесский и др. В связи с этим получило развитие ложное представление о том, что представительность и красота города определяются ростом его этажности. Подобная практика, особенно в сейсмических зонах, далеко не всегда обоснована как в социально-экономическом, так и в архитектурно-художественном аспектах,
В современных условиях, когда проектируются и строятся микрорайоны и целые жилые районы, должны создаваться системы многообразных пространственно взаимосвязанных архитектурных ансамблей. Нельзя оставаться на уже достигнутых результатах. Так, например, в Вильнюсе после застройки Лаздиная можно было ожидать, что соседние с ним районы Кароли-нишкес (архитектор К. Беланас) и Виршулискес (архитектор Б. Касперавичене) будут новым шагом в архитектуре. Но это ожидание не оправдалось. Указанные районы проектировались без расчета на создание целостной пространственной композиции не только с Лаздинаем, но и с застройкой развивающегося вдоль р. Нерис центра города. Поэтому главные архитекторы городов должны повысить требования к застройке новых или реконструируемых районов как при выдаче архитектурно-планировочных заданий, так и при разработке и утверждении проектов.
Многие промахи в области синтеза монументальных искусств происходят потому, что художественные советы министерств культуры не учитывают архитектурную среду, а архитектурные органы, как правило, рассматривают только градостроительные композиции. Этот недостаток надо исправить и обеспечить совместное рассмотрение всех элементов архитектурных ансамблей.
Памятники архитектуры и окружающая их исторически сложившаяся среда во многом определяют своеобразие облика старых городов. Эффективное использование архитектурных ценностей прошлого ярко иллюстрируется сохранением ведущей градоформирующей роли Московского Кремля, крупнейшая реставрация которого завершается.
В старых городах дореволюционные напластования, исказив исторические ансамбли, снижают их архитектурную ценность. В Ленинграде, например, в конце XIX в. были искажены ансамбли площади Искусств и Инженерного замка, которые в ходе послевоенного восстановления города были воссозданы. Реконструирован район Александро-Невской лавры, и ныне завершается перестройка пл. Диктатуры и части улицы Воинова (архитекторы Г. Булдаков и Д. Гольдгор). В Ярославле строительство административного здания вписанного в историческую архитектурную среду, завершит исторический ансамбль Советской площади.
Отмеченные преобразования существенно усилили градоформирующую роль памятников архитектуры. Но в целом в сложившейся практике охраны памятников архитектуры подобные градостроительные операции не предусматривались. Территориальное развитие городов, особенно крупных, привело к тому, что ряд исторических пригородов слился с Москвой, Ленинградом, Киевом, и выдающиеся загородные дворцовопарковые ансамбли потеряли многие специфические особенности. Эти факты показывают, что рубеж, с которого должна начинаться охрана памятников архитектуры, часто наступает во время определения перспектив развития населенных мест и выбора направлений их территориального роста.
Иногда считают, что для охраны памятников архитектуры достаточно установления охранных зон. Но архитектурная значимость памятников может пострадать и без нарушения границ этих зон. Примером может служить ансамбль Ново-Девичьего монастыря в Москве, который стал «соподчиненным» крупным объемам построенных неподалеку зданий. Ущерб в Самарканде причинен ансамблю Регистана, где по проекту архитектора М. Булатова вблизи от этого памятника построено крупное здание музея, а тыльная сторона Регистана, не рассчитанная на обзор, по указанию главного архитектора города расчищена от старой застройки.
Поэтому современное понятие охраны памятников не может не включать мер, предотвращающих подобные факты ослабления роли исторических зданий или ансамблей.
Для зон, от которых зависит своеобразие старых городов, возникла необходимость частичного изменения норм (санитарных, противопожарных и др.), обусловливающих порядок сноса старых ценных строений. Застройка охранных зон не может определяться только планами. Для этого необходимо объемно-пространственное решение в масштабе 1 : 500 или 1 : 1000, где на макетах должна быть показана архитектура сохраняемых зданий или создаваемых вновь взамен ветхих, подлежащих сносу.
Крупным достижением в области охраны памятников архитектуры является комплексная реставрация. Такая работа проведена в городе Суздале. Очевидно подобную реставрацию следует осуществить и в таких древних городах, как Свияжск, Ростов-Ярославский, Каменец-Подольский, Соловецкий архипелаг и др. Опыт реставрационно-восстановительных работ показывает, что комплексная концентрация усилий по воссозданию и сохранению памятников и их окружения приносит наиболее ценные результаты. Распыление же средств на длительное безрезультатное проектирование приводит к разрушению объектов, к крупному перерасходу средств, что наглядно проявилось на примере Воскресенского собора в Истре, 36 лет не защищенного от дождей и холодов.
Рассмотренные вопросы показывают, что охрана памятников архитектуры должна проводиться на широкой градостроительной основе. Это повысит роль архитектурного наследия в облике исторических городов, в сохранении и развитии их художественного своеобразия.
Градостроительные особенности охраны памятников архитектуры требуют сочетания деятельности инспекций по их охране и органов, отвечающих за планировку и застройку городов.
Успех решения затронутых проблем планировки и застройки городов зависит от повышения профессионального уровня деятельности зодчих. Важным средством роста мастерства является творческое соревнование градостроителей. В этой области сделано немало, и за последние 10 лет проведено около 80 конкурсов на лучшую планировку и застройку центров многих крупных городов. Эти конкурсы оказали положительное влияние на реконструкцию старых городов. Такие творческие соревнования должны проводиться не только на застройку центров, но и на лучшую композицию отдельных архитектурных ансамблей площадей, улиц и набережных. Пришло время и проекты крупных, градоформирующих зданий и сооружений разрабатывать в порядке творческого соревнования.
Для создания сильных творческих коллективов, способных решать сложные задачи по реализации генеральных планов городов, потребуется дальнейшее укрепление и перестройка деятельности краевых, областных и городских проектных институтов. Пока же в большинстве крупных городов нет горпроектов, и их функции по совместительству выполняют краевые или областные институты, авторские коллективы которых не несут ответственности за застройку определенных городских районов. Для устранения этого недостатка следует закреплять архитектурные мастерские обл-проектов за отдельными городскими планировочными районами, там, где имеется возможность, надо создавать горпроекты, что подтверждает опыт ряда столиц союзных республик, а также городов Харькова, Донецка, Куйбышева и др.
Достижению высоких эстетических качеств архитектуры и градостроительства должно способствовать расширение научных исследований.
- pastar.ru
- Просмотров: 9434
Ни для кого не секрет, что в Украине архитектура занимает важную роль. Здания, памятники, различные дома, вот чем стоит любоваться в этой стране. Так же стоит отметить, что в Украине особенно в Одессе изготавливают замечательные спальни для вашего дома. Спальни Одесса (http://mebel-yurgen.com.ua/spalni/)
, это изумительное качество, красота и восторг.
Одесские спальни хорошо впишутся в интерьер вашего дома, они поразят вас своим качеством удобством и простотой. Также стоит отметить, что и архитектура прекрасного города Одессы просто замечательная, его виды поражают туристов всего света. Замечательные памятники архитектуры, прекрасные здания, располагающиеся под прекрасным Одесским солнцем.
Многие туристы посещают Украину, не только чтобы покупаться в море и отдохнуть в этой стране, но и для того, чтобы насладиться красотой многих архитектурных строений Украины.
Что касается, спален, которые изготавливают в Одессе, то мастера, которые их делают, ручаются за свою работу. Спальни прекрасно впишутся в ваш интерьер, а мастера помогут подобрать нужную вам спальню. Вы останетесь довольны.
Также вы останетесь довольны, после того, как увидите всю красоту архитектурных строений не только Одессы, но и всей Украины в целом.
В период строения Одессы, там начинались возводиться большие здания, так как этот период совпадает с рассветом классицизма, но только в русской архитектуре. Именно в тот момент, строилось множество жилых, общественных, монументальных зданий.
В восторг также знаменитые Одесские памятники и другие различные архитектурные сооружения и постройки. Но ясно одно, архитектура Украины - это кладезь вдохновения и восторга. Одесса хороший город, со своей архитектурной историей, также славящейся своими спальнями и интересными интерьерами.
- pastar.ru
- Просмотров: 2766
В двадцати пяти километрах от Москвы располагается небольшой город Щелково, Который за свою сравнительно небольшую историю успел обзавестись широкой сетью инфраструктурой, став прекрасным местом для проживания. Большое количество магазинов, развлекательных центров, парков и зеленых зон отдыха, помогут забыть о шумных мегаполисах.
Молодожены могут совершить восхитительные поездки по славному и красивому городу, посетить, изумительные по своей красоте места с потрясающей воображение архитектурой. Свадебный фотограф в Щёлково (http://fotovideo-msk.ru/) , сделает снимки, которые останутся в памяти на долгие годы
Одним из таких мест является усадьба Гребнево, даже если у вас не планируется свадебное торжество, этот памятник архитектуры посетить просто необходимо.
Первые упоминания об этой усадьбе датируются шестнадцатым веком, основателем ее стал боярин Бельский, после него усадьба не единожды меняла хозяев, ими были князья Трубецкие, генерал Бибиков, князья Голицыны.
Советское время стало не самым лучшим периодом для усадьбы, однако ее признают памятником архитектуры государственного значения в 1960 годы, более того, ее даже пытаются реставрировать. Однако после пожара 1991 года, усадьба находится в запустении. Но как бы это не показалось странным, много молодых людей интересуются этим архитектурным объектом, приезжая целыми группами, свадьбы также не являются исключением, а профессиональные свадебные фотографы в Щелково, делают потрясающие и завораживающие фотографии на фоне этого архитектурного ансамбля.
В Щелково довольно быстро набирает обороты современная застройка, один за другим растут новые дома, появляются целые жилые микрорайоны, социальные объекты, а также проходит реконструкция уже имеющихся архитектурных сооружений. Вследствие массовой застройки, которая идет бурными темпами, прогнозируют дальнейший рост и развитие этого подмосковного города, сейчас в Щелково проживают порядка ста тринадцати тысяч человек.
Памятники архитектуры минувших веков делают город любопытным и с туристической точки зрения, жемчужина Щелково- Собор Святой Троицы, который отличается восхитительной культовой росписью и классикой постройки.
- pastar.ru
- Просмотров: 3625
197... год. Суздаль открывается неожиданно, из-за холмов, подобно граду Китежу. Сначала виден неясный зубчатый от множества колоколен и храмов силуэт, который то прячется, то снова возникает на высоком берегу тихой Каменки.
Вы въезжаете в город по одной из древних дорог, ведущих из Владимира, Юрьева-Польского или Ростова Великого. XX век кончается у древних застав. Оставив машины и автобусы в одном из «пунктов прибытия», вы войдете в город-заповедник, войдете в минувшие века.
От других древнерусских городов Суздаль отличают луга и огороды, вступающие в город. Прямо в центре черные гряды, заросли хмеля, сады — все как было несколько веков назад, когда город славился на всю Русь своими огородами, лучшим хреном, вывозившимся в Англию вишневым соком.
Земля до горизонта объявлена заповедной. Тщательно оберегается суздальский пейзаж — яркие пятна колышущихся зеленых и поспевающих хлебов, трав, прорезаемых черными клиньями пашни.
Замысловатые улочки взбегают от реки к воротам монастырей, к церквам, они связывают воедино отдельные слободы, посады и Кремль.
Пожалуй, Суздаль можно считать единственным русским средневековым городом, который сохранил градостроительный план XV —XVII столетий. Город как бы застыл с тех пор, когда его территория равнялась или даже несколько превосходила европейские столицы — Лондон и Париж, Флоренцию и Прагу. Лишь некоторые улочки исчезли с его плана — часть сгорела, другие были заброшены жителями. Теперь их направления выделены специальными посадками, а кое-где замощены.
Минуя Торговую площадь, вы выходите на набережную. Отсюда, с высокого берега полноводной Каменки, виднеется Коровин луг, сверкают крыши домов слободы Кожевники и Варваринской улицы, строений на Теремках. Лишь серебряный бой старинных, часов Кремля, отбивающих, как в XVII веке, каждую минуту и каждый час, нарушает тишину.
Суздаль подобен сотам, где каждая ячейка — дом, двор, различные службы — вплотную примыкает и соседним единым ансамблем, отдаленно напоминая старый Таллинн. Впрочем, в таком сравнении нет ничего неожиданного; если верить рисункам и гравюрам XVII —XIX столетий, город в то время был несколько иным: суздальские улицы застраивались двухэтажными домами, причем первый этаж был каменным. Множество одно- и двухэтажных каменных домов появилось здесь в середине XIX века. Современные архитекторы и реставраторы стараются воссоздать облик города XVII —XIX столетий.
Часто спрашивают: какой самый древний дом сохранился о городе? Односложно ответить трудно. Как удалось выяснить, около 30 жилых зданий и усадеб претендуют на название «уникальный и самый древний памятник города». Так, например, сохранился бывший дом купца Лихонина с кожевенной мастерской (конец XVII века), усадьба медника Чичерина (XVIII век) или усадьба знаменитого суздальского огородника Ефремова (XIX век). В этих домах открыты этнографические выставки, своеобразные музеи городского быта. Интерьеры тщательно восстановлены. Здесь работают мастера. Сохраняются и здания, типичные для застройки города (их 180).
Ничем не отличаются от исконных суздальских строений и недавно выстроенные: они из того же материала, их фасады, детали, членения подчинены тем же композиционным законам, что и старое строительств.
Новые дома предельно комфортабельны, живут в них и сами суздальчане и приезжие. Островерхие сооружения воссоздают силуэт старого города. Покрытие крыш напоминает деревянное — излюбленный материал суздальских плотников.
Теперь о Суздале, большом заповеднике, уже создано множество музеев под открытым небом: это и небольшие суздальские, мощенные булыжником улочки, и подлинные жилью здания, и усадьбы с хозяйственными постройками. На улицах нет привычных столбов, провода спрятаны под землю.
А рядом с Кремлем, о 500-летнем селе Ивановское, «музей сельской застройки и быта»— мельницы, овины, амбары, избы. Их свезли сюда со всех концов Владимирщины.
Суздаль снова, как в прошлом,— шумный, веселый город, когда огромные базары и ярмарки собирали много народу. Достаточно сказать, что тогда возы выстраивались вдоль главной улицы города почти на 3 километра. Религиозные святыни притягивали монахов и богомольцев — «древних туристов».
А теперь сюда приезжает до 10 тысяч человек в день (при населении города в 15 тысяч). Могло бы приезжать еще больше, но установлена предельная «емкость» города, чтобы сохранить тишину в общении с прекрасным, с прошлым.
Здесь гастролируют народные театры и оркестры, проходят научные симпозиумы, конференции. На Коровином лугу каждое лето бывает очередной «суздальский» фестиваль: на открытых сценах и лугах, о центре города ставятся спектакли и музыкальные вечера, представления из народной жизни. Жить в городе но только интересно, но и удобно. Построены предприятия местной и кустарной промышленности, новые жилые районы, туристические центры и пансионаты, но осе это спряталось в «складках местности», но подымается над уровнем исторической застройки, размещено в так называемых «зрительных мешках». Современная архитектура корректно уступила место древней.
Ночью все вокруг озаряется феерическим светом, словно сказочные, стоят искусно подсвеченные здания, деревья, монастыри и церкви.
Ценность заповедного Суздаля составляют:
и планировка старого города, его внешние панорамы и силуэты,
и архитектурный образ Суздаля, его масштаб,
и традиционные впечатления, связанные с эмоциональным воздействием памятников прошлого,
и прилегающий к городу ландшафт и ландшафт в городе,
и исторические дороги, ведущие к городу.
Все это объявлено памятником архитектуры — реставрируется и охраняется.
Спонсор публикации: delonovosti.ru
Что сейчас происходит в ОАО "РТМ"? Если Вы следите за тем, что происходит с этой компанией, а в частности, что делают ее руководители Андрей Кириков (http://delonovosti.ru/analitika/1026-prozhzhennye-aferisty.html) и Андрей муравьев, то Вам будет не безинтересно прочитать аналитические статьи на портале "Деловые Новости". Все разложено по полочкам и понятно изложено.
- pastar.ru
- Просмотров: 3201
В городе Уфе по проекту архитектора С. Якшина в 60-х годах прошлого столетия построен двухзальный кинотеатр «Родина». Здание имеет ясную и выразительную архитектуру. Главный фасад, обращенный на улицу Ленина, оформлен восьмиколонным портиком коринфского ордера с зажатой в средней части аркой-сводом. Боковые фасады представляют собой гладкую стену, слегка оживленную декоративными арками и обрамлениями окон первого этажа.
Здание в целом производит хорошее впечатление. Но вместе с тем оно не лишено некоторых недостатков. К ним относятся измельченность некоторых элементов и деталей (например, арок бокового фасада, носящих характер аппликаций), обработка плоскости стены у входа и другие.
План здания представляет прямоугольник размером (26X31 м). В первом этаже размещены фойе и все обслуживающие помещения, кроме касс. Второй этаж полностью занят двумя кинозалами. Кассы размещены в цокольном этаже со входом со стороны бокового фасада. Киноаппаратные помещения занимают полуэтаж со стороны заднего фасада над входом в зрительный зал. Главный вход, расположенный со стороны улицы Ленина, ведет через небольшой вестибюль в светлое парадное фойе. В фойе по обыкновению размещался музыкальный коллектив, ансамбль. Участники коллектива играли на различных музыкальных инструментах. Тогда не было электронных клавишных, синтезаторов. Так как цифровое пианино появилось сравнительно не давно, в те времена, небольшой оркестр пользовался повидавшими виды акустическими инструментами, от чего их звук, как говорят профессиональные музыканты, наверное, больше извлекался душой, тем самым компенсируя качество инструментов, которые использовали исполнители. Загрузка залов очень удобна, она происходит через две лестницы со стороны заднего фасада. Разгрузка осуществляется со стороны главного фасада также по двум лестницам. Колонны, отделанные под мрамор, с коринфскими капителями, потолок с лепниной, балюстрада буфетной площадки и эстрада с бархатным занавесом составляют оформление интерьера фойе.
В оформлении стен зрительных залов автор удачно повторил мотив арок, примененный им на боковых фасадах, создав этим впечатление общности внутреннего и внешнего облика здания.
Введены простые и интересные по рисунку решетки, ограждающие радиаторы отопления и вентиляционные устройства, умелое цветовое оформление и удачно подобранная осветительная арматура.
Здание размещено на пересечении улиц Ленина и Чернышевского; первая из них является основной магистральной улицей города, связывающей центр города с железнодорожным и речным вокзалами.
Постановка здания на углу квартала неудачна. Автор проекта проявил безразличное отношение к решению этой задачи. Двухэтажное, строго симметричное здание кинотеатра, расположенное на углу квартала в окружении четырех- и пятиэтажных жилых домов, создало такую ситуацию, при которой достичь правильного расположения соседних зданий в дальнейшем будет чрезвычайно трудно.
Кинотеатр поставлен с большим отступом от красной линии улицы. Хотя это и необходимо для правильной организации движения пешеходов по тротуару, но вместе с тем лишает возможности воспринимать здание издали.
- pastar.ru
- Просмотров: 3245
Каталония – это древний, исторический регион Испании расположенный на северо-востоке Пиренейского полуострова. Эти земли давно обладают широкой известностью, не только среди испанцев, но и далеко за пределами их государства, ведь именно в Каталонии сосредоточено множество исторических и культурных достопримечательностей всего средиземноморского побережья. К этим достопримечательностям относятся, как отдельные памятники, монастыри и т.п., так и целые города, куда ежегодно съезжаются десятки тысяч людей.
Через Каталонию проходит очень много туристических маршрутов. Наиболее популярными из них считаются: Коста Брава экскурсии цены, на которые, из-за большого наплыва туризма являются очень лояльными для путешественников. Эти земли знамениты не только благодаря своей древней архитектуре, но и тем, что там, в свое время проживало много известных людей, что также притягивает туда туристов со всего мира.
Поскольку в Испании всегда почитали христианскую веру, а в Каталонии особенно, то этот регион еще и знаменит огромным количеством храмов и монастырей, которые одновременно являются, как местами паломничества, так и архитектурными достопримечательностями этого края. Наиболее известны среди них: монастырь Сан Мартен дю Каннигу, монастырь Сан Мигель, церковь Сан Гилем ле Дезер, церковь Сан Висенте де Кардона и другие.
Как и любое другое место средиземноморского побережья, Каталония со всех сторон окружена горами. Эта местность интересна тем, что в горах находится очень много руин старинных замков и монастырей. Историки утверждают, что некоторые из этих древних зданий, были возведены еще в эпоху Римской империи. Также в некоторых регионах Каталонских гор расположены таинственные дольмены. Некоторые местные старожилы утверждают, что эти места обладают огромной мистической силой.
Каталония – это поистине необычное место с сильной духовной энергетикой. Приезжая туда, перед Вами открывается замечательная возможность, окунутся в глубь веков, и зарядится волшебной энергией этих старинных, загадочных мест.
- pastar.ru
- Просмотров: 3665
В архитектурном облике Киева особое место принадлежит центральной магистрали города — Крещатику. Это, несомненно, лучший из созданных в послевоенные годы ансамблей столицы Украины.
В предвоенные годы Крещатик был узкой улицей, застроенной разнохарактерными зданиями. В годы войны и временной оккупации магистраль была превращена в груду развалин, среди которых возвышались отдельные уцелевшие коробки сгоревших зданий. После окончания войны было принято решение превратить Крещатик в главную магистраль столицы, место проведения торжественных парадов и народных празднеств. Состоялся конкурс на проект восстановления и строительства Крещатика, в котором участвовали многие ведущие зодчие страны. Принятый к осуществлению проект архитекторов А. Власова (руководитель),
А. Добровольского, В. Елизарова, А. Заварова, А. Малиновского и Б. Приймака был закончен в 1949 г. На основании этого проекта в центре города был построен крупный градостроительный комплекс. Языком архитектурных форм авторы стремились выразить величие Победы советского народа в Великой Отечественной войне и пафос мирного созидательного труда.
Современный Крещатик — это широкая, изогнутая в средней части магистраль с односторонним бульваром. Его жители известные всем торговцы и коммерсанты. Кто как не они знают, какая должна быть на джинсовую ткань цена (http://www.datec-company.ru/material/) ? Одна сторона знаменитой улицы имеет сплошной фронт застройки — это преимущественно административные здания. Другая застроена 9— 12-этажными жилыми домами, в разрывах между которыми просматриваются живописные склоны Печерского холма и здания, расположенные в глубине кварталов. Контраст живописности одной стороны и монументальной строгости другой — лейтмотив композиции Крещатика.
Крещатик имеет сложную структуру, включая в себя ряд соподчиненных ансамблей. С ним связаны подземные ансамбли станций метрополитена и система подземных переходов.
Важным этапом пространственного развития композиции Крещатика явилось окончание в 1981 г. Октябрьской площади — идейно-художественного и композиционного центра ансамбля. Эта площадь — один из сложных планировочных узлов города. Здесь пересекаются два наиболее значительных направления городского движения. Основная часть площади, прямоугольная в плане, с закругленным участком, размещена между зданиями почтамта и Республиканского Совета профессиональных союзов. Другая часть площади, занимающая противоположную сторону Крещатика, имеет более свободную пространственную форму — в глубине ее на холмах располагаются здания гостиницы «Москва» (архитекторы A. Добровольский, Б. Приймак, А. Малиновский) и Октябрьский дворец культуры (архитектор А. Заваров и др.). На террасе площади установлен памятник Октябрьской революции (скульпторы В. Бородай, B. Зноба, И. Зноба, архитекторы А. Малиновский, Н. Скибицкий). Перед памятником — обширная мощеная гранитными плитами площадка для праздничных гуляний и митингов, слева от нее — бассейны, а справа — цветники. Посередине закругленной части расположен фонтан «Дружба народов».
Пожалуй, наиболее интересный элемент в композиции Крещатика — это группа из трех зданий повышенной этажности (архитекторы А. Власов, А. Добровольский. А. Малиновский, П. Петрушенко). Замыкая перспективу улицы Ленина, на вершине холма поставлен 14-этажный жилой дом. У его подножия сооружены два 12-этажных жилых дома башенного типа. Живописный курдонер с выразительно разработанной пластикой земли, мощными подпорными стенками и гранитными лестницами объединяет три здания в цельную композицию. В формах этих зданий чувствуется глубоко осмысленная связь с традиционными мотивами народного зодчества.
В дальнейшем в архитектуре зданий, построенных на Крещатике в середине 1950 гг., получают распространение своеобразно переработанные ордерные формы, появляются гигантские пилястры, устраиваются мощные гранитные цоколи, карнизы больших выносов. Вместе с тем в деталях этих зданий еще чувствуется некоторое влияние народного зодчества.
В композиции большинства зданий 1950 гг. существенную роль играет мотив крупных арок, высота которых достигает 3—4 этажей. Арки раскрывают глубину застройки, включая ее в ансамбль Крещатика.
Благодаря размещению на вершинах холмов, 16-этажное здание гостиницы «Москва» и 14-этажный жилой дом, стоящий по оси улицы Ленина, увенчанные башнями, стали высотными доминантами не только Крещатика, но и исторически сложившейся части Киева в целом.
Развитие индустриализации строительства, вызвавшее перестройку творческой направленности, начавшейся во второй половине 1950 гг. оказало большое влияние на дальнейшее формирование архитектуры Крещатика. Появляются лишенные пластических элементов стены, крупные поверхности остекления. Это, к примеру, ресторан «Метро» (архитекторы А. Добровольский, В. Созанский, Ф. Юрьев), гостиница «Днепр», интересная тем, что это одно из первых сборных зданий, в формах которого была сделана попытка раскрыть возможности эстетического осмысления индустриального домостроения (архитекторы В. Елизаров, Н. Чмутина и др.)
В 1970 гг. начинаются поиски путей повышения выразительности архитектуры. Подчеркнутую пластику форм получают здания Республиканского Совета профессиональных союзов и филиал музея В. И. Ленина на площади Ленинского комсомола.
Крещатик привлекает тем, что положенные в основу его решения идейно-художественные принципы продолжают развиваться. В свое время (1950 гг.) застройка Крещатика подверглась критике за излишнюю декоративность. И это было естественно, так как формы многих зданий вступали в противоречие с принципами индустриального домостроения, которому суждено было стать ведущим в жилищно-гражданском строительстве. Но, рассматривая архитектуру Крещатика с современных позиций, когда уже можно сопоставить достоинства и недостатки того, что происходило в последние 25—30 лет, можно прийти к заключению, что Крещатик как ансамбль и как ряд отдельных произведений архитектуры, входящих в него, выдержал испытание временем. Стало ясно, что вызывавшие критику детали и формы не существенны, а основные принципы организации ансамбля сохраняют свое значение. Крещатик стал своеобразным символом современного Киева. Большой потенциал духовных качеств, богатство форм и общий мажорный строй архитектуры — главные достоинства ансамбля.
В архитектуре Крещатика зримо воспринимается связь времен, преемственность идей и форм, сохранение наиболее ценных качеств. В формах зданий в наибольшей мере чувствуется связь с традициями народного зодчества. Но это было не простым цитированием прошлого. Авторы создали свой особый художественный язык форм, в котором были использованы прежде всего общие принципы формообразования, а не детали.
Крещатик — пример формирования ансамбля во времени. В застройке композиционно взаимосвязаны здания различных стилей и периодов развития архитектуры Киева. Здания разнообразны по объемно-пространственным формам, членениям, пластике деталей, характеру связи с рельефом. Умело использована возможность пространственной взаимосвязи Крещатика, прилегающих к нему кварталов и вливающихся улиц. Мотивы, созвучные формам зданий на Крещатике, прослеживаются в ряде новых зданий.
Задолго до строительства 9—16-этажных зданий в новых массивах, которое потребовало укрупнения масштаба застройки города, в создание Крещатика был заложен новый более крупный масштаб формирования центра города.
Ансамбль Крещатика включает памятники В. И. Ленину, Октябрьской революции, а также арку-монумент в честь воссоединения Украины с Россией, сооружаемую в Первомайском парке. Арка замкнет перспективу магистрали, открывая видна Днепр, прибрежные парки, левобережную часть и заднепровские дали. Синтезу форм архитектуры и монументально-декоративного искусства способствуют пространственная организация ансамбля, пластика форм, живописность силуэта застройки.
Связующими элементами ансамбля являются зеленые насаждения, подпорные стенки с лестницами, переходы, малые архитектурные формы, бассейны, фонтаны.
Формирование Крещатика еще не завершено, близится к окончанию площадь Ленинского комсомола — начало ансамбля, разрабатываются проекты застройки одной из сторон магистрали на отрезке от улицы Ленина до бульвара Шевченко. Но и в современном состоянии Крещатик — выдающееся явление в архитектуре Киева.
- И. КОЛОМИЕЦ
- Просмотров: 3758
Необходимость бережного отношения к памятникам культуры и архитектуры — задача важная и актуальная. Но решаться в зависимости от конкретных условий она может разными путями. В одних случаях бывает целесообразно содержать памятники в качестве музеев, а в других — эффективно использовать их для других современных нужд, Небезынтересный опыт в этом отношении имеется на Украине, о котором и хотелось бы рассказать на страницах журнала. В частности, можно осветить то, как приспосабливаются памятники архитектуры для расширения сети туристских учреждений.
Потенциальные возможности такого использования позволяют не только сохранять физически и морально историко-архитектурное наследие, но и способствуют культурному развитию общества, удовлетворению все белее возрастающих потребностей трудящихся в отдыхе.
На территории Украины находится свыше 1500 памятников архитектуры, которые охраняются государством. Многочисленные замковые, дворцовые и монастырские комплексы с учетом их расположения, объемно-планировочных решений, технического состояния зачастую отвечают условиям организации в них учреждений отдыха и туризма.
В практике использования памятников архитектуры республики под учреждения отдыха и туризма встречаются объекты, непосредственно приспособленные для целей туризма, а также историко-архитектурные комплексы, возле которых построены турбазы или гостиницы. Кроме того, в настоящее время ведется проектирование туристских центров на основе памятников истории и культуры Львова, Каменец-Подольска и Чернигова. Примеров тому можно привести немало.
Для туристских целей приспосабливается такой историко-архитектурный комплекс, как замок и монастырь капуцинов в г. Олеско. Это обусловлено ценностью имеющихся здесь памятников архитектуры, их расположением и наличием в окружающей среде многочисленных памятников истории и культуры. Архитектурно-планировочным решением турбазы, занимающей монастырь, намечено воссоздать и сохранить планировку памятника, использовать помещения для новых функциональных задач. В цокольном этаже располагаются блок питания, административно-приемные и хозяйственные помещения. На первом этаже находятся помещения для культурно-массовых мероприятий и спальные комнаты, в основном трех- и четырехместные. Второй этаж занимают спальни, а также административно-обслуживающие помещения. Спальни, как и на первом этаже, расположены по периметру внутреннего дворика. Третий этаж занят комнатой отдыха туристов.
В здании бывшего костела запроектирован универсальный зрительный зал на 186 мест.
Вместимость турбазы — 207 человек, характер ее эксплуатации — круглогодичный.
Приспособление замка под музей преследовало две цели — воссоздание объемно-планировочной композиции, которая была свойственна комплексу в XVII в., и органическое включение в его интерьеры образцов живописи, скульптуры и декоративного искусства Украины XVII—XVIII вв. Реставрация замка и окружающей территории с восстановлением декора и убранства интерьеров, богатая экспозиция музея отвечают условиям сохранения и популяризации историко-архитектурного наследия нашей страны.
В основу использования скита в селе Манява под турбазу положен принцип полной реставрации памятника архитектуры, здания и стены которого имели значительные повреждения. Кельи и трапезная с небольшими перепланировками, без нарушения историко-архитектурного облика сооружений, приспособлены под спальни и блок питания. Спальни спроектированы двух-, четырех- и шестиместными. Одним из достоинств турбазы является ее органическая взаимосвязь с окружающим живописным ландшафтом Прикарпатья.
Вместимость базы — 220 человек, функционирует круглогодично.
Под базу отдыха Союза архитекторов Украины приспосабливается замок XV в. в селе Свирже. Это особый пример реставрации памятников, когда комплекс сохраняет все свои особенности, своеобразие и используется для современных целей. При максимальном воссоздании историко-архитектурного облика как замка, так и окружающих его памятников и ландшафта предусмотрено в интерьерах применить соответственно стилизованную мебель, тематическое декоративное оформление. Поставлена задача обеспечить необходимый уровень комфорта и уюта отдыхающим. Размещение спален и зала заседаний на уровне верхнего дворика, групп обслуживающих, хозяйственных помещений и блока питания — на уровне нижнего дворика, а музейной экспозиции — в костеле позволило четко выделить и хорошо взаимоувязать функциональные зоны этого учреждения отдыха.
Разработаны проекты приспособления под туристские гостиницы Троице-Ильинского монастыря в Чернигове и келий собора Юра во Львове. Выбор объектов предопределен историко-архитектурной ценностью комплексов и наличием в окружающей среде многочисленных памятников истории и архитектуры. В Троице-Ильинском монастыре корпус келий и архиерейский дом используются под спальни с одно- и двухместными номерами. В соборе размещается музей. Другой музей — книгопечатания — находится в бывшей типографии. В кельях собора Юра спальни предусмотрены основном двухместные. Реставрация и приспособление сооружения позволяют полностью сохранить барочный характер памятника архитектуры.
Качественно важным показателем названных гостиниц, организуемых на основе памятников архитектуры, является удачное использование особенностей окружающего ландшафта. Генпланом туристской гостиницы в Чернигове, например, предусмотрена зона отдыха на берегу Десны, расположенная по соседству с монастырским комплексом. Территория гостиницы в соборе Юра находится на возвышенности. С видовых площадок, которые намечены возле гостиницы, откроются живописные панорамы на старинный Львов.
Во Львове на улице Франко размещена турбаза в здании бывшего монастыря. Небольшой по площади ее участок находится среди плотной жилой застройки на одной из интенсивных магистралей города. Спальные комнаты в монастыре запроектированы пяти-, шести- и восьмиместными. Основной корпус будет обслуживать одновременно 100 туристов. Летний павильон, который расположен в саду, рассчитан на 60 человек. Однако наличие многоместных спален, отсутствие зоны культурно-массовых мероприятий, шум улиц отрицательно сказываются на организации полноценного и здорового отдыха туристов.
У села Крещатик в монастыре — памятнике архитектуры XVII—XVIII вв. — размещена турбаза «Буковина». Функциональные группы помещений расположены в пяти зданиях. Определенные неудобства в сообщении между отдельными корпусами создает павильонная система турбазы, находящейся на сложном рельефе. Перепланированные кельи используются под спальни, в основном четырехместные. Трапезная приспособлена под блок питания. Но совершенно не оправданно то, что склад продуктовых товаров размещен в деревянной церкви — памятнике архитектуры XVI в. Нелогично также использование другого памятника архитектуры — церкви XVII в. под склад туристского инвентаря.
Важно упомянуть строительство некоторых турбаз по соседству с историко-архитектурными комплексами. Например, у села Невицкого на берегу реки, возле развалин замка XIV в. расположена международная турбаза «Верховина». На башнях замка устроены видовые площадки, с которых открываются живописные панорамы Карпат.
На полную реставрацию памятника архитектуры рассчитано приспособление под туристский комплекс Хотынской крепости— уникального образца фортификационного искусства XV в. В собственно крепости разместятся музей и административно-обслуживающие помещения. Спальный корпус на 400 мест с блоком питания возводится невдалеке от крепости, что позволит сохранить исторически сформировавшийся облик памятника архитектуры.
В Каменец-Подольске по соседству со старым городом — местом расположения многочисленных памятников архитектуры построена туристская гостиница. Городские укрепления XV—XVI вв. и крепость XIV— XVI вв. реставрируются и приспосабливаются исключительно для туристских целей.
Из всего сказанного выше видно, что наши проектировщики уделяют значительное внимание сохранению и целесообразному использованию историко-архитектурного наследия. Однако порой назначение памятников архитектуры под туристские учреждения носит случайный характер, реставрация и приспособление осуществляются с неоправданной реконструкцией. Это во многом объясняется тем, что отсутствует единый научно обоснованный классификационный список памятников архитектуры Украинской ССР, составленный согласно признакам возможного использования объектов. Проекты приспособления памятников разрабатываются различными проектными организациями без должной координации и взаимосвязи с реставраторами. Выходу из данного положения может помочь централизация комплексных проектно-реставрационных подразделений в Киеве, Львове, Чернигове, Крыму, способных одновременно вести проектирование и реставрацию памятников.
Следует отметить, что в проектах использования памятников в современных условиях не всегда соблюдается принцип приспособления новой функции, технологии к памятнику. Назрела необходимость разработки дополнительных нормативов по проектированию туристских и других современных учреждений, располагаемых в памятниках архитектуры.
Пока использованию памятников архитектуры для целей туризма в перспективном плане развития сети туристских учреждений республики отведено очень незначительное место. Советы по туризму в вопросах организации баз отдыха и туризма, размещаемых в комплексах, относящихся к памятникам архитектуры, к сожалению, нередко занимают потребительскую позицию. Нежелание использовать памятники под туристские учреждения они объясняют не всегда обоснованным аргументом — экономической нецелесообразностью приспособления старинных зданий и сооружений. Безусловно, вопросы экономики в этой области еще недостаточно изучены и требуют более пристального внимания со стороны широкого круга специалистов, принимающих участие в реставрации и приспособлении памятников.
Органической частью функционирования учреждений туризма являются походы по местам расположения памятников материальной культуры. К сожалению, такие походы в республике недостаточно широко практикуются. Примечательна в этом отношении территория Прикарпатья, где находится более половины памятников архитектуры Украины. Многочисленные памятники истории, археологии и архитектуры в сочетании с живописными ландшафтами региона, огромные достижения трудящихся в выполнении народнохозяйственных планов создают здесь широкие возможности для организации походов и экскурсий по примеру того, как это практикуется на «Золотом кольце», проходящем вокруг Москвы.
Создание материальной базы туризма с использованием памятников архитектуры необходимо проводить с учетом критического анализа соответствующего отечественного и зарубежного опыта. Успешное решение затронутых выше проблем, несомненно, зависит от слаженной совместной работы научных сотрудников, проектировщиков, реставраторов и туристских организаций.
Надо полагать, что аналогичные проблемы возникают и при решении вопроса использования архитектурных памятников не только для целей туризма, но и по иным назначениям.
Спонсор публикации: khersonmash.com.ua
Херсонский машиностроительный завод (ХМЗ) один из немногих, кто выстоял в конкурентной борьбе с засильем западной техники. Надо сказать, что при этом, качество зерноуборочных комбайнов (http://khersonmash.com.ua/) "СЛАВУТИЧЯ" не хуже разрекламированных моделей иностранного производства. Есть чем гордиться родной стране!
- pastar.ru
- Просмотров: 7217
Люблю Кропоткинскую! Люблю эту спокойную, богатырски вставшую на московской земле улицу, где каждое здание, как увлекательная книга, раскрывает передо мной интереснейшие страницы истории нашей Родины, где каждый камень дышит благородством и мужеством наших предков, будь то дворянские революционеры или рабочие и солдаты, отдавшие свою жизнь за счастье будущих поколений.
С самого своего возникновения и до 1650 года улица Кропоткинская называлась Большой Чертольской. Она начиналась от ворот Белого города, которые тоже назывались Чертольскими. И ворота и улица были названы так по ручью Черторыю, который протекал в начале улицы. В 1658 году по указу царя Алексея Михайловича она была переименована в Пречистенку, так как по этой улице лежал путь к Новодевичьему монастырю, построенному в честь присоединения к Московскому государству города Смоленска. В древнейшей постройке Новодевичьего монастыря — Смоленском соборе, возведенном в 1525 году, хранилась икона так называемой Пречистой богоматери, взятая Василием III из главного собора Смоленска и, по его убеждению, благословившая его, московского князя, на благородное дело объединения Руси.
В 1924 году улицу решили назвать Кропоткинской — в память о всемирно известном ученом, исследователе Восточной Азин, несгибаемом борце с самодержавным строем Г. А. Кропоткине.
Улица Кропоткинская богата ценными по своей архитектуре домами. Уютные особняки, украшенные легкими колоннадами и барельефами, и пышные усадьбы начала XIX века хорошо сочетаются с роскошными зданиями, построенными в начале нашего столетия.
Многие писатели, известные ученые, общественные деятели связали свою судьбу с этой частью Москвы. Нередко бывал на Пречистенке у своего родного брата и своих друзей Иван Сергеевич Тургенев. Здесь жили знаменитые художники В. И, Суриков и В. А. Серов, И. И. Левитан и М. А. Врубель, поэт Сергеи Есенин и замечательная балерина Айседора Дункан, композитор Д. Н. Кашин и талантливая певица Мамонтовской оперы Н. И. Забела. Здесь, на этой улице, жили и трудились русские ученые И. М. Сеченов и В. А. Обух.
Эту улицу можно назвать еще и улицей декабристов, потому что каждый второй дом на Кропоткинской и в прилегающих к ней кварталах хранит воспоминания о жизни и деятельности первых русских революционеров. Здесь можно встретить и здания бытового назначения: магазин корпусной мебели класса эконом в Москве (http://chudo-magazin.ru/internet_magazin?mode=folder&folder_id=1016388001) , прачечную, кондитерскую.
Для некоторых активных членов и руководителей первых тайных обществ декабристов улица Кропоткинская была родным домом. На этой улице в доме № 1 протекало детство декабриста П. П. Лопухина, активного члена первого тайного общества декабристов Союза Спасения, а затем — члена Коренного Совета Союза Благоденствия. Домом № 7 владел отец Никиты Всеволожского, ближайшего друга А. С. Пушкина, основателя петербургского литературно-политического общества «Зеленая лампа», которое выполняло роль побочной управы Союза Благоденствия. В доме № 21 на Пречистенке жил в юности декабрист Л. А. Тучков. Уже в 18 лет он пришел к тому выводу, что «ни раба, ни господина быть не должно».
Многие декабристы, возвращаясь из ссылки, селились в районе Пречистенки. Так, у Мусиных-Пушкиных (ныне Дом ученых) жил некоторое время декабрист М. М. Нарышкин, а в доме № 10 поселился после ссылки и прожил до самой смерти один из членов Союза Благоденствия, М. Ф. Орлов, и т. д.
На Кропоткинской, в бывшей Пречистенской полицейской части (теперь дом № 22), сидел под арестом Александр Иванович Герцен. Позже в этом же доме находилась и первая в Москве школа для рабочих — Пречистенские рабочие курсы, которые сыграли немаловажную роль в подготовке московского пролетариата к грядущим боям. В дни Октябрьской революции на этой улице шли ожесточенные бои, о чем рассказывает и мемориальная доска на доме № 7.
На Кропоткинской бывал Владимир Ильич Ленин. Дом, стены которого видели Ильича, дом, который был свидетелем ленинских решений в деле разгрома врагов Советского государства на фронтах гражданской войны, стоит на том же месте и сейчас (№ 37).
Улиц, подобных Кропоткинской, которые представляли бы собой единый архитектурный и историко-мемориальный ансамбль, в Москве остались считанные единицы! Эти улицы требуют к себе бережного отношения, так как они создавались руками нашего народа и являются неисчерпаемым источником, обогащающим наши знания в области национальной истории, живописи, скульптуры, архитектуры.
- pastar.ru
- Просмотров: 3201