Между тем торговля в Архангельске, внутренняя и внешняя, все возрастала. Река Северная Двина была широкой торговой дорогой, которая соединила Север, богатый солью, рыбой и пушниной, с Москвой, а через Белое море - Москву с зарубежными странами. В течение всего XVII века Архангельск был центром русской торговли с за-. границей и крупным морским торговым портом Московского государства. На архангельских ярмарках проводился большой оптовый торг, являвшийся важной статьей государственного дохода. Достаточно указать, что 60 процентов всех таможенных сборов, получаемых Московским государством, падало на долю Архангельска.

Убытки, которые несла от частых пожаров деревянного города и деревянных гостиных дворов государственная казна и купечество, побудили Московское правительство приступить после пожара 1667 года к строительству в Архангельске каменных гостиных дворов. Это крупнейшее по тому времени каменное сооружение Московского государства строилось в течение 16 лет (с 1668 по 1684 год) по «исходному чертежу», присланному из Москвы.

Все расходы по строительству архангельских гостиных дворов правительством были возложены на девять городов: Вологду, Каргополе Устюг Великий, Сольвычегодск, Вятку, Чаронду, Вагу, Кевролу и Мезень. Каждый город вносил по 60 рублей с сохи (по сошному обложению). Кроме того, на расходы по строительству поступала некоторая часть двинских таможенных и кабацких доходов.

Кирпич для строительства дворов изготовляли на кирпичном заводе в Кузнечихе, а известь и бутовый камень добывали в Орлецах.

По царским указам для постройки гостиных дворов в Архангельск было направлено около 100 каменщиков из Солигалича, Ярославля и Белоозера. Для этой грандиозной по тем временам стройки такого количества рабочих было явно недостаточно, и двинским воеводам в течение всего периода строительства приходилось изыскивать дополнительную рабочую силу. Грамотой царя Алексея Михайловича Солигалическому воеводе предписывалось в случае, если каменщики во избежание отправки в Архангельск скроются, то «сыскав жен их и детей метать в тюрьму до нашего великого государя указа...», а если за отсутствием каменщиков «наше каменное дело встанет... укажем доправить тебе пени 100 рублей, да тебе ж быть в жестоком наказании без пощады».

Судя по имеющимся описаниям «исходного чертежа», гостиные дворы должны были в плане представлять собой прямоугольник. Однако в результате допущенных в период строительства изменений и частичных ошибок строителей постройка имела форму неправильной трапеции.

Сооружение было разделено на три части: северную — Немецкий гостиный двор, южную — Русский гостиный двор, а между ними, вместо предполагаемой по «исходному чертежу» площади, находилась крепость - «каменный город». В стенах Русского и Немецкого гостиных дворов размещались в два этажа торговые, складские и жилые помещения, В «каменном городе», служившем крепостью, этих помещений не было. Над гостиными дворами возвышались шесть башен, из которых четыре круглых стояли по углам и назывались «наугольными», а две башни были проходными и размещались: одна, именуемая Тайницкой, на восточной стене, а другая, квадратная, на западной стене «каменного города». Сначала эта башня называлась Раскатом, (* Название «Раскат» указывает на то, что на башне имелись площадки для установки раската орудий. Тайницкая башня тоже имела это наименование.) а позднее — Орловской (шпиль башни завершался двуглавым орлом).

Являясь композиционной вертикальной осью главного фасада гостиных дворов, выходящего на Северную Двину, Орловская башня была самой высокой и величественной (высота башни со шпилем достигала 40 метров).

На приведенном здесь интересном плане «Архангелогородской крепости» 1756 года изображение Орловской и Тайницкой башен «каменного города» (центральной части гостиных дворов) является наиболее достоверным и дано в масштабе. Удачно найденные силуэты башен гостиных дворов свидетельствуют о высоком мастерстве зодчего — строителя этого самого - большого гостиного двора Московского государства

XVII    века. Своеобразие планировки архангельских гостиных дворов заключалось в том, что торговые помещения и связывающие их (по второму этажу) галереи своими главными фасадами были обращены на внутренние площадки каждого двора (Русского и Немецкого), а не наружу, как это можно наблюдать в значительном количестве позднейших построек гостиных дворов XVIII — XIX веков. Такое специфическое решение планов гостиных дворов диктовалось необходимостью быстрого превращения здания в крепость в случае «осадного времени». Этим же объясняется наличие в центральной части гостиных дворов — «каменного города» и боевых башен с пушками и пищалями.

Гостиные дворы занимали обширную территорию между современными улицами Свободы и Энгельса, Набережной им. Сталина и проспектом П. Виноградова. Архангельские гостиные дворы поражали современников монументальностью и величием архитектурных форм.

Долгое время автором проекта и строителем архангельских гостиных дворов считался «иноземный градоделец» Петр Марселис. На основании тщательной проверки обширной переписки, которая велась в связи со строительством гостиных дворов, установлено, что это не соответствует действительности.

Петр Марселис, один из владельцев тульских и каширских железоделательных заводов, был послан царем Алексеем Михайловичем в город Архангельск в 1667 году «досмотреть по берегу, где можно устроить гостиные дворы и амбары каменные». Известно также, что Петр Марселис перед отъездом из Москвы в Архангельск просил о том, чтоб царем были даны указания таможенному голове города Архангельска помочь ему, Марселису, выбрать место, «где быть гостиному двору и какою величиною тому быть».

План Архангельской крепости 1756 г.


В подлинных актах по строительству архангельских гостиных дворов имя Марселиса упоминалось только в связи с его обязанностью поставлять железо для строительства.

В 1669 году на Двину из Москвы был прислан «к каменному делу гостиных дворов иноземец капитан Матис Анцин». Однако вскоре при проверке строительства дворов (9 сентября 1670 года) были установлены грубые ошибки и отклонения от «исходного чертежа». Когда в Москве стало известно, что стройка не соответствует проекту, оттуда 9 марта 1671 года был направлен в Архангельск для улучшения строительных работ «подмастерье» Дм. Старцев.

В связи со смертью Анцина Двинской воевода А. И. Нестеров получил 30 апреля 1672 года царский указ, в котором отмечалось, что «у того каменного дела без мастера быть не мочно... надобно у того каменного дела подмастерью быть доброму беспременно до тех мест, как каменное дело в совершенстве будет» и далее следовало решение — «прислан был к каменному делу подмастерье Митька Старцев, и он, Митька, добр, в каменном деле силу знает и радетелен... и по нашему Великого Государя указу, послан на Двину каменных дел подмастерье Митька же Старцев с женой и детьми...» и велено было подмастерью Дмитрию Старцеву «быть у Архангельского города до отделки каменных дел». Московский архитектор Дмитрий Старцев проводил исправление допущенных ранее при строительстве гостиных дворов ошибок и руководил строительством, закончив его в 1684 году.

Публикуемые здесь план гостиных дворов и «фасадный чертеж» города Архангельска относятся к 1694 году и являются подлинными документами. Они дают наглядное представление как о городе, так и о гостиных дворах в период первого десятилетия после окончания их строительства. С правой стороны от гостиных дворов на «фасадном чертеже» Архангельска показано деревянное укрепление с боевыми башнями, а еще далее — вынесенный на Бык Михайло-Архангельский монастырь.

Наверх