Согласно генеральному плану 1794 года центральная часть города, в районе набережной и Троицкого проспекта (теперь проспект П. Виноградова), должна была являться зоной каменной застройки. Но в XIX веке архангельское купечество и фабриканты-лесопромышленники, пользуясь привилегиями, начинают нарушать дисциплину генерального плана, забирая лучшие участки в центре и возводя здесь в большом количестве одно-двухэтажные деревянные особняки, не имеющие даже относительной архитектурно-художественной ценности. Архитектура этих домов, создаваемых по капризу хозяина, за редким исключением, была бесстильной, лишенной какой-либо связи с прекрасными приемами северного деревянного зодчества.

К 1880 году вся центральная часть города оказалась застроенной в основном особняками и доходными домами с бакалейными, мануфактурными, москательными лавками, церквями и часовнями, трактирами и чайными. Архангельск являл собой типичную картину захудалого губернского города.

Пожар на Смольном Буяне 1908г.

 

Проезжая часть главных улиц города была замощена булыжником. Деревянные тротуары на поперечных улицах, экономии ради, проходили посредине, прикрывая собой водосточные канавы. Никакой защиты от грунтовых вод, скапливающихся на территории кварталов, не проводилось.

На не замощенных булыжником улицах по обе стороны от серединных, местами не закрытых тротуарами, загрязненных канав были проложены жердевые гати. Но даже такое примитивное благоустройство существовало лишь в центре города и считалось роскошью по сравнению с тем, что делалось на окраинах, утопавших в непролазной болотной грязи.

Требование властей об устройстве в Архангельске поверхностных канав, отводящих воду со дворов к подтротуарным лоткам, являлось формальным и не могло дать никакого эффекта в городе, расположенном на сплошном болоте с глубиной насыщенного водой торфа до пяти — десяти метров. Задача осушки торфяного массива, на котором расположена значительная часть кварталов города, так и осталась нерешенной вплоть до Великой Октябрьской социалистической революции.

Наличие болот с глубоким залеганием торфа не могло не отразиться и на развитии водопроводной сети города. Вопрос об устройстве в Архангельске водопровода, поднятый в 70-х годах, разрешался в течение 30 лет. Водопровод был пущен в эксплуатацию в 1903 году, причем только в центре города. До строительства водопровода воду зимой и летом развозили по городу в бочках за плату. Необеспеченная часть населения окраины города вынуждена была носить воду с реки, доставая ее обычно у пристаней, в местах наибольшего загрязнения. Первая городская электростанция начала работать только в 1915 году.

 

«Отцы города» — архангельские купцы, мало заботясь об удобствах населения, не спешили со строительством трамвая. Вопрос о предоставлении населению дешевого средства сообщения дебатировался в городской думе в течение 20 лет.

Дума не соглашалась уступить право постройки трамвая концессионерам, но и не строила его сама. Только за год до Великой Октябрьской социалистической революции появился в Архангельске трамвай, курсировавший первое время от улицы Урицкого (б. Архиерейской) до ул. Суворова (б. Пермской). Трамвайные пути весной настолько расстраивались, что движение то и дело приходилось приостанавливать: ежедневно трамвай сходил с рельс до трех—четырех раз.

Бывшая Полицейская улица. 1908г.

 

Заречная часть города — Соломбала в дореволюционное время не имела ни водопровода, ни трамвая.

Набережная Северной Двины была настолько захламлена причалами, складскими постройками, плотами для мойки рыбы, что к 1920 году южная часть центра города оказалась совершенно отрезанной от реки.

Таким застала город Великая Октябрьская социалистическая революция.

Наверх