Небывалый размах строительства в годы первых пятилеток не укладывался в рамки границ старого города и его генерального плана. Если до Великого Октября площадь застроенных земель Архангельска составляла 950 гектаров, то к 1935 году она достигла уже 4000 гектаров. По берегам Северной Двины и ее притоков один за другим возникали крупные механизированные лесопильные заводы, реконструировались и расширялись старые. При этих предприятиях росли новые поселки, проектирование которых едва успевало за быстрыми темпами строительства. Разрозненность этих проектнопланировочных работ могла привести к нарушению планировочной связи отдельных районов с центром города. Назрела необходимость коренной реконструкции Архангельска на основе единого генерального плана.

В 1935 году Гипрогор (Государственный институт по проектированию городов) приступил к разработке нового проекта планировки. Но слабая изученность естественных условий Архангельска, отсутствие точной геодезической съемки новых районов, попытки коренной ломки кварталов и основных улиц старого города привели к тому, что новый генеральный план, именовавшийся «Большим Архангельском», был отвергнут экспертизой как нереальный,

Работы по планировке города, прерванные в годы Великой Отечественной войны, были возобновлены в 1946 году. На этот раз составлению генерального плана предшествовало детальное исследование разнообразных и малоблагоприятных для строительства естественных условий Архангельска с учетом его новой социалистической экономики.

Новый проект планировки и застройки города был утвержден в 1950 году Советом Министров РСФСР.

Максимально сохраняя сложившиеся кварталы, 'основные улицы и коммуникации, этот проект вносит порядок и ясность в планировку каждого района в отдельности и с помощью стройной системы новых магистралей, мостов и водных связей объединяет эти районы с центром города.

Новый проект, устанавливая зоны многоэтажной каменной и малоэтажной застройки, равномерно распределяет по районам города жилое, культурно-бытовое и общественное строительство; предусматривает мероприятия по ликвидации неблагоприятных естественных условий города и обеспечению населения всеми видами городского транспорта и коммунального благоустройства (водоснабжение, канализация, энергоснабжение) .

Несмотря на территориальную разбросанность отдельных районов города, разобщенных дельтой Северной Двины и имеющих в связи с этим сложную застройку, в новом проекте планировки вышеуказанные задачи находят комплексное разрешение.

Наверх