8 марта - Международный женский день!

Деревенька Моржегорья, затерянная среди дремучих северных лесов, живописно раскинулась на крутом берегу Северной Двины. Отсюда далеко видна чудесная панорама могучей северной реки. Быстро плывут белоснежные пароходы, богатыри-плотоводы ведут огромные буксиры с лесом, длинные караваны тяжело груженных барж тянутся за судном, оставляющим за собой густую пелену черного дыма. Здесь протекало детство Ольги Добычиной — первой женщины-лоцмана.

 

Долгими летними днями Оля, забравшись на широкий бугор родного берега и прислонившись к старой березе, с волнением смотрела на сердито бушующую реку. Может, смелые двинские плотогоны и заронили в детское сердце любовь к далеким плаваниям. Оля мысленно представляла себя за судовым штурвалом.

Вместе с двумя подругами она уехала в Архангельск и поступила на рабфак, который окончила с отличием. Затем подала документы в Архангельское мореходное училище на судоводительское отделение с лоцманским уклоном. Ее приняли.

Чтобы овладеть профессией лоцмана, надо много учиться и, кроме отличного знания фарватера, необходимо иметь знания штурмана и диплом лоцмана. Практические занятия Ольга проходила под руководством лоцманского командира З. Рашева и его помощника Г. Кузнецова, а также старшего лоцмана А. Пустотного — участника первой русской экспедиции Г. Седова на Северный полюс. Она отлично училась и легко осваивала трудное лоцманское дело. Всегда веселая, бодрая и энергичная, она была примером в труде и учебе, охотно вела большую общественную и комсомольскую работу.

В 1937 году она сдавала экзамены старым и опытным морякам — капитанам, штурманам, лоцманам. Хрупкая, одетая в строгую морскую форму, Оля стояла перед ними и отвечала на вопросы, с отличным знанием своей будущей нелегкой и очень ответственной профессии. Ольга Добычина в 18 лет стала первой в Советском Союзе женщиной, получившей звание дипломированного лоцмана по проводке морских транспортных судов на акватории Архангельского порта и в районе Белого моря.

Сначала Добычина работала под руководством лоцмана-наставника А. Пустотного. Старый лоцман молча и неторопливо занимал место на верхнем мостике, коротко звучали его команды. Оля стояла рядом со своим учителем и перенимала его богатый практический опыт судовождения.

Вскоре наступил долгожданный и чрезвычайно ответственный день, когда молодому лоцману Ольге Ивановне Добычиной предстояло впервые самостоятельно провести со взморья иностранное судно в порт — к причалам Бакарица. Сердито косились члены экипажа на необычного лоцмана. А после того как она, благополучно завершив проводку судна, отошла на катере от борта, вахтенный матрос с ведром в руках принялся размашисто разбрасывать полными пригоршнями крупную ливерпульскую соль на чистую палубу, где проходила девушка-лоцман. Матрос выполнял приказ вахтенного помощника. Ведь женщина на судне — всегда к несчастью. Но если засыпать солью женские следы — этим еще возможно кое-как поправить дело, а если не пожалеть соли, то можно и вовсе предотвратить судно от морских бед. Поэтому некоторые иностранные моряки не жалели соли, даже в явный ущерб своему камбузу.

Седые, грузные капитаны иностранных судов, идущие в Архангельский порт, удивлялись, когда с лоцманского катера на высокий борт судна по зыбкому штормтрапу ловко, как цирковой акробат, поднималась юная девушка в строгой морской форме, с золотыми нашивками на рукавах. Мгновенно по судну разносилась весть, что на борту женщина: даже вахтенные кочегары поднимались из котельной наверх, чтобы хоть одним глазком взглянуть на лоцмана в юбке. Судоводители неохотно отходили от своих привычных мест на командном мостике, недоуменно разводили руками, качали головой, уступая место лоцману. Но Ольга уже привыкла к своему служебному положению и давно перестала обращать внимание на изумление иноземцев. Ее ничуть не смущали их настороженные взгляды, недоверчиво и зорко наблюдающие за ее работой, словно сомневающиеся в ее знаниях.

В один из осенних пасмурных дней Добычина выехала к взморью на встречу иностранного лесовоза. Штормило; огромное судно, с желтой полосой на черной высокой трубе, стояло на якоре. Еще далеко до подхода к судну, Ольга увидела на рее трепещущийся на ветру флаг с желто-синими полосами по вертикали —«судно просит лоцмана». На борту судна лоцмана встретил немолодой, щеголевато подтянутый, с ярко-рыжими усами капитан Ильсон. Он много раз бывал на Севере, слышал, что в Архангельском порту работает девушка-лоцман. И вот сегодня ему впервые не только пришлось познакомиться с ней, но даже доверить ей проводку своего судна. Капитану, видимо, хотелось что-то спросить у лоцмана. Он ждал подходящего момента. Воспользовавшись минутным затишьем, он обратился к Ольге Ивановне с вопросом — не волнуется ли она при проводке таких крупнотоннажных лесовозов, оцененных при страховке Ллойдом в 175 тысяч фунтов стерлингов. Добычина выслушала Ильсона и спокойно ответила ему, что в эту навигацию «Усквалей» будет по счету 58-м судном, проведенным ею в порт. Пока все было отлично, надеется, что и на этот раз лоцманские знания не изменят ей. А спустя двенадцать дней тяжело груженный «Усквалей» покидал Архангельский порт. На капитанском мостике океанского судна вновь стояла девушка-лоцман.

В марте 1940 года Народный Комиссариат морского флота наградил Ольгу Добычину значком «Почетному работнику морского флота». В грозные годы войны Архангельск — главный порт на Белом море — принимал на причальные линии огромный поток груза. Сотни судов приходило в порт. Ольга Ивановна Добычина продолжала работать на своем трудном и опасном посту.

В 1947 году ее срочно командируют в Калининградский порт, который только что начал залечивать свои раны. Здесь Ольга Ивановна Добычина-Громадская нашла родной дом, заменивший ей корабельный край на Севере. Более двадцати лет она все в такой же черной шинели, с блестящими пуговицами и золотыми нашивками на рукавах, работает в порту Калининград. На ее плечах большое и сложное хозяйство портнадзора. Она оформляет отход и приход морских судов. Работает по-прежнему четко и обстоятельно. Такой уж характер у первого лоцмана-женщины.

Опубликовано в журнале "Морской флот" №3 за 1971 год

Наверх