Михаил Андриянович Лавров родился 13 сентября 1799 года в Архангельске. Двенадцатилетним мальчиком родители определили его на учебу в Морской кадетский корпус в Петербурге. Окончив его, он был произведен в мичманы и плавал на Балтике, В 1819—1820 годах участвовал в переходе транспорта «Мезень» из Архангельска в Кронштадт и обратно.

Весной 1821 года Ф. П. Литке комплектовал экипаж для только что построенного в Архангельске брига «Новая Земля», которому предстояло участвовать в возглавляемой им экспедиции на Новую Землю.

Лавров, скромный, но энергичный и расторопный молодой лейтенант, хорошо знавший Архангельск, его быт и нравы, как нельзя лучше подошел на должность старшего офицера брига.

В течение четырех навигаций экспедиция Литке занималась описью берегов Кольского полуострова и Новой Земли — тогда еще почти неисследованных. По тем или иным причинам уходили офицеры экспедиции, на их место назначались новые. Но неизменно в течение всех этих лет руководили экспедицией Ф. П. Литке, уезжавший на зиму с отчетом в Петербург и его помощник М. А. Лавров латавший в Архангельске раны, нанесенные бригу в навигацию льдами и штормами.

Летом 1821 года ввиду тяжелой ледовой обстановки экспедиция не смогла высадиться на берега Новой Земли. Тем не менее участники экспедиции, следуя в видимости берегов, нанесли на карты часть западного побережья. Появились новые названия — гора Сарычева, гора Головнина, а южный входной мыс залива Мелкий Ф. П. Литке назвал в честь своего старшего офицера мысом Лаврова.

Наиболее успешным было плавание 1822 года, когда удалось произвести опись почти всего западного берега северного и южного островов Новой Земли. По прибытии в Архангельск Литке писал главе русских гидрографов Г. А. Сарычеву: «Лейтенант Лавров со всеми достоинствами отличного морского офицера соединяет неутомимое усердие в службе. Сверх управлением вахтой употреблялся он при описях тех мест, где мы останавливались и вообще в таких, где требовались искусство и деятельность. Офицер сей сделает без сомнения честь флоту...».

14 марта следующего года командир Архангельского порта вручил Лаврову орден Св. Владимира 4 степени, которым он был награжден за отличие в экспедиции.

В навигацию 1823 года Лавров в июне выполнил описание восточной части Иоканьской губы, а в августе, впервые после экспедиции Ф. Розмыслова, он на шлюпке за пять дней производит опись пролива Маточкнн Шар, т. е. выполняет одну из основных задач, поставленных перед экспедицией. При возвращении во время шторма у острова Колгуева сломало руль. Смертельная опасность гибели судна и материалов экспедиции стала вполне реальной. Все зависело от самоотверженности команды. Литке позже писал в отчете об экспедиции: «Распорядительность, внимание и неутомимость команды, а особенно лейтенанта Лаврова, под непосредственным надзором которого производилась вся работа, сообщили ей вместе с поспешностью такое спокойствие и порядок, какие можно только видеть в благоустроенных адмиралтействах, а не на судне, исправляющемся в море после бедствия». Бриг был спасен.

7 октября 1824 года закончилось четвертое и последнее плавание экспедиции к берегам Новой Земли. Тяжелая ледовая обстановка снова помешала бригу достигнуть северной оконечности острова и проникнуть в Карское море.

Несмотря на это, результаты экспедиции были грандиозны и Литке написал книгу «Четырехкратное путешествие в Северный Ледовитый океан...», впоследствии переведенную на многие языки и принесшую автору мировую славу.

Лавров же летом 1825 года снова в большом плавании. В этот раз на шлюпе «Кротком» под командованием друга Литке — тоже известного полярного исследователя Ф. П. Врангеля. Это кругосветное плавание продолжалось больше двух лет. Хоть оно было 26 по счету плаванием в Русскую Америку, но ознаменовалось большими научными исследованиями. Так, например. в период рейса впервые производились срочные гидрометеорологические наблюдения на судне.

За участие в кругосветном вояже Лавров был произведен в капитан-лейтенанты и некоторое время командовал люгером «Петергоф». В 1831 — 1835 годах плавал на бриге «Аякс» в Средиземном море. на обратном пути участвовал в сражении против пиратов, где потопил четыре их судна, после чего благополучно привел бриг в Севастополь.

Затем он снова на Балтике, где командует фрегатом «Александр Невский», а после производства за отличие в капитаны I ранга — кораблем «Гангут» до того декабрьского дня 1846 года, когда он но высочайшему указу «за дерзость и ослушание противу своего бригадного командира разжалован в матросы» и переведен на Черноморский флот.

Все началось с того, что этот бригадный командир, контр-адмирал Карпов, давно не различавший вверенную ему бригаду от собственного имения, потребовал от подчиненного ему Лаврова выделения матросов для помощи «в партикулярной работе его прислуги». На что получил отказ. Не решившись придать огласке этот случай, Карпов вскоре наказал Лаврова за то, что последний разрешил больному офицеру проживание на частной квартире. А через несколько месяцев в период плавания в составе эскадры, когда командир бригады держал флаг на корабле «Гангут», мелкими придирками и унизительными замечаниями в присутствии офицеров корабля и штаба дивизии в момент сложного маневрирования парусным кораблем Карпов спровоцировал Лаврова на «дерзостный ответ».

Четыре года 47-летний заслуженный моряк снова проходил лестницу чинов рядовой-мичман-лейтенант. Четыре года ходило по штабам прошение на имя царя его престарелой матери Агрофены Спиридоновны пожалеть ее и невестку Варвару Александровну с пятью малыми детьми, оставшихся почти без средств к существованию. Ледяное молчание было ей ответом. Впрочем, начальник морского штаба князь А. С. Меншиков выразился более определенно: «Вряд ли можно». И лишь в 1850 году последовал указ Лаврову возвратить чин капитана I ранга, но от службы отставить.

Крымская война 1853—1856 годов показала всю гнилость крепостнических порядков в русском флоте. За ограниченность и тупость царских правителей расплачивались кровью на полях сражений русские солдаты, матросы и офицеры, подобные Нахимову и Корнилову. В это время Лавров вновь принят на службу с назначением состоять по особым поручениям при управляющем морским министерством и произведен в контр-адмиралы. Вскоре его назначают градоначальником Таганрога, пост которого он занимал 10 лет. В 1864 году он зачислен по резервному флоту. И хотя впредь чины и награды Лаврову следовали исправно, а в 1872 году его произвели в полные адмиралы, этот талантливый русский морской офицер уже не смог сделать ничего выдающегося, ибо фактически он оказался оторванным от живого дела, от флота.

Скончался он 22 ноября 1882 года. Но смерть его официальный Петербург постарался «не заметить». Только через восемь дней «Новое время» среди бульварной хроники нашло место всего для одной фразы: «Недавно скончался числившийся по резервному флоту адмирал Михаил Андриянович Лавров один из самых старых офицеров нашего флота, т. к. он находился на службе с 1811 года». И ни слова о громадном практическом вкладе Лаврова в развитие отечественного мореплавания и географии!

Чтобы оставить комментарий, нужно зайти на сайт под своим именем через форму авторизации или с помощью социальных сетей.