Продолжая тему парусников:

За несколько лет до нашей эры на судах начали ставить вторую мачту с целью улучшения управляемости, так как делать повороты с помощью лишь одного кормового весла было весьма тяжело. Носовую мачту устанавливали с небольшим наклоном вперед, а на ней поднимали дополнительный четырехугольный парус. Впоследствии эта наклонная мачта постепенно отодвигалась вперед, затем стала прочно связываться с корпусом и превратилась в бушприт.

Развитие судостроения в XIV веке шло в двух направлениях: увеличение размеров судов и увеличение скорости. Двухмачтовое вооружение быстро сменилось трехмачтовым, поскольку площадь парусов стремительно возрастала, всеобщее признание получил постоянно закрепленный на корме руль.

Суда XV столетия уже вооружались, как правило, тремя мачтами, но имели сравнительно малую длину. Самое большое судно Колумба «Санта Мария» было длиной 26 метров.

Корабль XVI столетия

Одновременно с развитием мореплавания увеличилось значение торговли. Высокие фрахты давали судовладельцам большие прибыли и помогали расширению верфей, строились более вместительные суда. Все это сыграло большую роль в развитии навигационных знаний и системы картографии.

Многовековую историю имеет парусное судостроение на территории нашей страны. Еще по византийским источникам, русские строили корабли из сплетенных прутьев, обтянутых кожей, или вырубали из ствола дерева колоду и наращивали на ней борта из теса. Как и суда викингов, эти суда могли одинаково быстро ходить и носом и кормой. Русские корабли X века имели одну мачту с прямым парусом. Теперешние брасы и шкоты назывались «ужами», изготовлялись они из пеньки или кожаных ремней.

Корабль постройки 1717 года

Славяне, населявшие север страны, строили более надежные и крупные суда — ладьи и в XII—XV веках плавали по Белому и Баренцеву морям. Нос и корма поморских судов высоко поднимались над водой, обеспечивая хорошую мореходность. Корпус усиливался шпангоутами, но постоянно навешанного руля еще не было, для управления использовались рулевые весла, расположенные в оконечностях. Парусное вооружение состояло из одного прямоугольного паруса, изготовленного из рогожи или льняной ткани.

В XVI—XVII веках на Беломорском побережье строили множество различных морских судов. Самым крупным была ладья — трехмачтовая с прямыми парусами, длиною до 25 метров.

Общий вид сибирского коча

Карбасом называли парусно-гребное 5—8-метровое судно, предназначенное для промысла рыбы и морского зверя.

Коч — плоскодонное палубное судно до 25 метров длиной — и шитик несли по одному прямому парусу. Самые крупные кочи могли поднять до 32 тонн груза.

По своим эксплуатационным качествам поморские ладьи и кочи намного превосходили западно-европейские суда, так как лучше были приспособлены для плавания в суровых полярных условиях. Простота парусного вооружения облегчала работу с обледеневшим такелажем. Малая осадка позволяла кочам ходить по свободной воде между берегами и кромкой припайного льда, а паруса площадью до 100 м2 обеспечивали скорость 5-6 узлов

Трехмачтовое военное судно «Орел» было построено на Оке в 1669 году

Позднее на кочах появились шпринтовое вооружение и передний парус — стаксель, навесной руль и даже штурвал с тросовой проводкой. Такие суда могли уже успешно лавировать.

Английские мореплаватели писали, что русские ладьи часто опережали их, в результате чего им приходилось спускать паруса, поджидая отставших иностранцев.

С вступлением на престол Петра I связано бурное развитие судостроения и мореплавания в России. Для крейсерования в море и ведения морских боев строятся большие мореходные боевые корабли. Уже в 1704 году на Балтике имелось 10 фрегатов, а к 1721 году — 40 линейных кораблей.

Русский 54-пушечный корабль «Полтава». Построен в 1747 году

Русские суда этих лет, предназначенные для плавания на Балтике, Черном и Каспийском морях, строились в полном соответствии с господствовавшими тогда принципами мирового судостроения и лишь в незначительных деталях отличались от судов запада.

Чтобы оставить комментарий, нужно зайти на сайт под своим именем через форму авторизации или с помощью социальных сетей.

Популярное