При строительстве Петербурга был применён принцип регулярной застройки, при котором отсутствовала хаотичность, присущая старым городам России. Впервые было применено планирование при проектировании городской инфраструктуры (прообраз нынешнего генплана застройки). Это обуславливалось тем, что в то время в банках Петербурга был самый большой процент по вкладам. Проектировались широкие улицы, архитектурный стиль вновь возводимых зданий соответствовал распространённому в то время в Европе широко применяемому стилю барокко. Это на тот момент был прогрессивный стиль, он был нацелен на постройку публичных зданий, хорошо вписывающихся в городской ландшафт и дополняющих друг друга.

В архитектуре Петербурга чётко прослеживается организация регулярной планировки применительно к большим элементам структуры города. Стиль петровского барокко проявился в том, что большое количество возводимых в то время зданий проектировались приглашёнными из Европы архитекторами. Однако, несмотря на такое национальное разнообразие предлагаемых оттенков стилей, всё же удалось это как-то усреднить применительно к русской традиции и выдержать облик возводимого вновь города в одном стиле. Этот стиль был лично одобрен Петром I и рекомендован к неукоснительному применению при строительстве Петербурга. Он получил в дальнейшем название Петровское барокко.

Отличался стиль, прежде всего, относительной простотой объёмных решений. Все фасады зданий выполнялись в одной плоскости, имели единый стиль во внешнем оформлении, выдержанный без вычурных излишеств. Этим он разительно отличался от Нарышкинского (московского) барокко. В Петровском стиле наблюдается решительный отход от византийских традиций в архитектуре, господствовавших в России несколько столетий, в пользу классицизма с элементами готики.

Сами здания внутри имели очень практичную и функционально оптимальную планировку. Была сведена к минимуму их импозантность и помпезность. Петровское барокко стало явлением в мировой архитектуре.

Наверх