Мы любуемся своеобразной красотой здания ГУМа, разновысокими шатровыми башенками Исторического музея и кокошниками Политехнического музея, фронтоном Ярославского вокзала, поражаемся их удивительным сходством с архитектурой Древней Руси и узорочьем зданий XVII века. Возникший в России во второй половине XIX столетия Русско-византийский стиль отразил стремление зодчих соединить технические новшества в строительстве с возрождающимися в архитектуре формами самобытного русского искусства. В этом стиле строили и промышленные сооружения конца прошлого столетия. Многие из них сохранились: зю и краснокирпичные ансамбли кондитерской фабрики Красный Октябрь, пивоваренного завода имени А. Бадаева, станции окружной железной дороги, здания мытищенского водопровода, фабричные корпуса знаменитой Куваевской мануфактуры в Иванове и многие другие.

Пожалуй, одной из самых совершенных для конца XIX века была бумаг опрядильная и ткацкая фабрика в подмосковном местечке Раменском. Ее история связана с именем выдающегося русского технолога текстильного производства, профессора Московского императорского технического училища (ныне МВТУ имени Баумана) Федора Михайловича Дмитриева, учителя известного русского инженера-конструктора В. Г. Шухова, В течение двадцати лет Дмитриев занимался модернизацией производства в Раменском, созданием единого фабричного комплекса — многоэтажных производственных и жилых корпусов. Эта работa получила высшую натраду на международной выставке "Гигиена и спасение жизни", которая проходила в Брюсселе в 80-х годах XIX века.

Будущие известные специалисты советской промышленной архитектуры инженеры А. Б. Кузнецов и Д. Ф. Лолейт перестраивали текстильные фабрики в Глухове, Истомкине и многих других фабричных городах Подмосковья. В начале XX века к проектированию промышленных зданий обратились и архитекторы. Известный московский архитектор Р. И. Клейн (он строил Музей изящных искусств, универсальный магазин "Мюр и Мерилиз" — сегодняшний ЦУМ), принимал активное участие в строительстве производственных зданий на мануфактуре «Товарищества Высоцкого» (не сохранившихся до наших дней) и пивоваренного завода Трехгорного торгово - промышленного товарищества (ныне завод имени А. Бадаева) в Москве. Архитектор Д. Н. Чичагов возводил отдельные здания Даниловской мануфактуры (ныне хлопчатобумажная фабрика имени М. Фрунзе).

В чем своеобразие этих промышленных построек конца XIX века?

Технологии текстильного производства, как и процесс кузовного ремонта (http://www.kuzov-s.ru/) , предполагают наличие длинных помещений освещенных множеством окон. Но фабрики выглядели весьма компактными сооружениями. Мощные краснокирпичные здания, с разрушающими монотонность фасадов башнями-лестницами, с белыми деталями, обрамляющими окна и карнизы, до сих пор поражают своей величественностью, выделяясь на фоне даже современной многоэтажной застройки. Островерхие крыши, белые наличники, оформленные в древнерусском стиле, украшали фасады. Также украшались и фабричные дымовые трубы, их формы никогда не повторяли друг друга. Поскольку фабрики строились почти одновременно с многочисленными подсобными зданиями — кузницами,    литейными, складскими помещениями, электростанциями, в их оформлении использовались одинаковые архитектурные детали. Так складывался ансамбль фабричных построек. Более чем в 20 городах Центральной России сохранились такие ансамбли. Своим рождением они обязаны развитию текстильной промышленности, особенно хлопчатобумажной, которая выросла на основе местных крестьянских промыслов во второй половине XIX века.


Наверх