Прежде чем дать слово улицам, вспомним далекую историю Архангельска, когда еще никаких улиц совсем не было. Пустынное место, где сейчас расположен Архангельск, в давние времена называлось Пур-Наволоком.

До зарождения города на этом месте был лишь один очень древний монастырь Михаила Архангела. Архангелогородский гражданин, как он сам себя называл, Василий Крестинин написал первую «Краткую историю о городе Архангельском». «Монастырь Архангельский, — пишет В. Крестинин, — древностью все Московские монастыри превосходящая обитель, построенная во втором надесять столетствии...», то есть в двенадцатом веке.

В той же «Краткой истории» В. Крестинина говорится:

«Город Архангельский почтен быть должен, или действительно почитается житницею и сокровищницею Российского севера в Европе, за множество торгов, стекающихся в нем ежегодно из чужестранных государств и из внутренних областей Российских, соединяющих и разделяющих Российские и иностранные товары, различного вида и цены, нужные полезные и приятные для человеческие жизни. Сие преимущество нашего приморского и торгового города доказывают прежние и нынешние уставы...»

Любопытно, что В» Крестинин, обеспокоенный забвением истории родного города, в укор своим согражданам приводит слова древнеримского оратора Цицерона: «Кто достопамятных бытностей на свете не знает, что прежде рождения его происходило, тот завсегда разумом младенец».

«Что подало причину к строению города Архангельского? — спрашивает В. Крестинин и отвечает:—Заведенные на Двине Российские с Англичанами и Голландцами торги посредством мореплавания».

За тридцать лет до зарождения Архангельска, в августе 1553 года, на русском Севере, на Белом море, произошло необычайное событие.

Несколько рыбаков возвращалось на карбасе с промысла в свой Никольский посад. Кормчий круто повернул карбас, волна подхватила маленькое суденышко и понесла к берегу. И тут кормчий едва не выронил весло. В губе, чуть покачиваемое штормовой волной, стояло на якоре громадное судно.

Опустив весла, смотрели изумленные рыбаки на диковинный корабль. Карбас развернуло, и волны дважды перехлестнули через борт. Крик кормчего заставил рыбаков снова взяться за весла.

На корабле уже заметили спешившую к берегу лодку. С борта спустили небольшой бот. Искусно управляемый, с одним косым парусом, он пустился в погоню. Рыбачьему карбасу на веслах было не под силу соперничать с быстроходным ботом.

Спустя некоторое время чужеземный бот, забуксировав карбас, пришвартовался к борту корабля.

Русские рыбаки-поморы поднялись на палубу. Капитан спросил их, какая это страна и кто ею управляет.

— Земля наша — русская, — с достоинством отвечал кормчий, — государство Московское, а правит нашей землей царь Иван Васильевич.

Весть о чужестранном корабле быстро разнеслась по посаду, и вскоре Никольские жители отправились посмотреть на Ричарда, «посла английского короля».

Это был английский капитан Ричард Ченслер. Немногим более ста суток назад экспедиция, снаряженная на трех кораблях, под начальством Хыо Виллоуби покинула британские берега. Вилло-уби и Ченслер надеялись отыскать пути в Индию и Китай.

Во время жестокого шторма корабли потеряли друг друга. Капитан Ченслер вел корабль «Эдуард Благое Предприятие». Обогнув Мурманский берег, он отдал якоря в неведомых англичанам водах Двинского залива.

Путь, которым плыл Ченслер, англичанам был неведом.. А между тем русские поморы задолго до этой первой английской? экспедиции плавали на своих малых судах с Беломорья далеко на Запад, минуя границы Российского государства.

Поздней осенью 1553 года корабль «Эдуард Благое Предприятие» был поставлен на зимовку в Унскую губу. А капитан Ченслер— первый англичанин на русской земле — отправился через Холмогоры в Москву, чтобы предстать перед русским царем.

Царь Иван Грозный милостиво принял англичан и пожаловал . их грамотой на имя короля Эдуарда VI. В грамоте говорилось: «Посылай к нам свои корабли и суда, когда и сколь часто можно будет, с твердой уверенностью, что они будут соблюдены невредимы».

Два других английских корабля были найдены нашими поморами в Нокуевой губе Кольского полуострова. Корабли стояли на якорях, но все люди на них были мертвы.

Через тридцать лет Иван Грозный особой грамотой приказал выбрать на Северной Двине удобное место и «...город делати на том месте и по той мере, по росписи и чертежу...» Местом тем стал Пур-Наволок в шестидесяти верстах от Белого моря.

Древние Холмогоры не могли стать портом. Они находились далеко от моря. Кроме того, выше Пур-Наволока Северная Двина изобиловала мелями и для многотоннажных с большой осадкой кораблей была непроходима. Пур-Наволок, где река расходилась несколькими рукавами, образуя дельту, был признан наилучшим местом для строительства нового города и порта.

Первым строением города был острог — деревянная крепость, окруженная глубоким рвом. Затем были сооружены два деревянных гостиных двора — русский и немецкий. В крепости были укрыты монастырь, дома воеводы и городского' приказчика, подворья Сийского и Соловецкого монастырей и около сотни маленьких, мирских изб.

Город был заложен в 1584 году, а через три года сюда уже были переведены из Карельского устья все торги с иностранцами.

Вначале город назывался Новыми Холмогорами или Новохолмогорским городом. В 1613 году он получил название Архангельск по монастырю Михаила Архангела. Долгое время он назывался не Архангельском, а городом Архангельским. Потому и теперь жителей здесь называют архангелогородцами. Правильность такого названия наших земляков убедительно доказали гот же В. Крестинин и видные советские филологи и историки Л. В. Успенский, И. Н. Розанов и другие.

Вид на старый Архангельск с Северной Двины.

В первое время своего существования город Архангельский «прославился» большими пожарами. В 1637 году сгорела половина крепости вместе с Архангельским монастырем. В 1664 году пожар уничтожил городскую Преображенскую церковь и стрелецкий посад. Через три года сгорели оба деревянных гостиных двора, таможня и церкви. Большие разорительные пожары случались также в 1724, 1738, 1753 и 1777 годах.

В 1668 году царь Алексей Михайлович издал указ, по которому в Архангельске должно было начаться строительство новых каменных гостиных дворов.

Гостиные дворы и городская стена были построены за шестнадцать лет, что совпало со столетием существования Архангельска.

Часть каменного гостиного двора того времени сохранилась и сейчас. Это здание находится на набережной имени В. И. Ленина. Здесь помещается типография имени Склепина. Но об этом более подробно мы узнаем, когда заговорят улицы.

Строительство Архангельска во всю последующую историю его до революции диктовалось рекой Северной Двиной, точнее — узкой, но очень высокой полосой ее правого берега. Город и лесопильные предприятия растянулись на многие километры по берегу. Стоило отойти совсем недалеко от него, и там уже начинались топкие болота. Строиться на болоте естественно никто не хотел. Всех привлекала Северная Двина. Тут было сухо и безопасно при весенних наводнениях. Под рукой — чистейшая вода и для питья и для поливки огородов. Тут же пристани, где можно держать ботик, карбас, лодочку. И на большой реке — отличный малый рыбный промысел. Так столетиями Архангельск «растягивался, но не расширялся».

Даже теперь в Москве, в Ленинграде, в других городах можно услышать ироничное: «Архангельск? Так ведь это всего одна улица!» Так говорят люди, которые побывали в нашем городе три-дцать-сорок лет назад.

Теперь Архангельск уже совсем не такой, каким он был. Там, где раньше лежали труднопроходимые болота, теперь высятся кварталы многоэтажных зданий.

Какой же улице Архангельска первой дать слово? Где начало нашего старинного портового города?

Наверх