Одна из самых старинных, наиболее оживленных и по-северному колоритных улиц называется Поморской. Имя очень дорогое для северян. Она, как и большинство архангельских улиц, начинается от Северной Двины. В ее «истоке» с давних времен существует шумный и пестрый городской рынок. Ларьки, прилавки, навесы, склады. Бочки, ящики, мешки, корзины. Молоко, мясо, рыба, овощи, фрукты, ягоды, словом, все, что бывает на рынке.

Раньше здесь торговали главным образом продуктами крестьяне, приезжавшие из-за Двины на карбасах.

Улица Поморская всегда была торговым центром Архангельска.

На Северной Двине в начале Поморской расположена пристань пригородного сообщения, откуда идут быстрые современные теплоходы во все районы города — в Маймаксу, Соломбалу, Цигло-мень, Кегостров, Северодвинск. Теплоходы заменили старенькие и слабенькие пароходики-«макарки», а пригородным колхозникам — тихоходные весельные карбасы.

Поморская пересекает проспект Павлина Виноградова, где на углу стоит гостиница «Двина». На следующем углу — Поморской и Чумбарова-Лучинского — находится крупнейший в городе двухэтажный универсальный магазин. Здесь можно купить все — от зимнего пальто и телевизора до домашних тапочек и шариковой РУчки. .

В доме № 27 на Поморской родился и прожил всю жизнь замечательный северный сказочник и художник Степан Григорьевич Писахов. Степан Григорьевич был большим знатоком и Северной Двины, и Белого моря, и Заполярья. За свою жизнь он шестнадцать раз побывал на Новой Земле, участвовал в поисках экспедиции Г. Я. Седова. Художник и путешественник повидал Францию, Италию, Грецию, Турцию, Египет.

Кисти Писахова принадлежат картины «Памятник Владимиру Ильичу Ленину на Мысе Желания» (самый северный памятник великому гению человечества), «Памятник жертвам интервенции на Иоканьге», «Первый самолет в Арктике», многие северодвинские, беломорские и полярные пейзажи. В 1911 году за работы по изображению Севера Писахову в Петербурге была присуждена большая золотая медаль.

Талантливые сказки Писахова неоднократно издавались отдельными книгами в Москве и Архангельске. О Степане Григорьевиче, как о сказочнике, художнике, знатоке северного фольклора, восторженно отзывались Демьян Бедный, Илья Эренбург, Самуил Маршак, Константин Федин, Леонид Леонов, Анна Караваева, Владимир Лидин.

Скончался Степан Григорьевич в 1960 году на восемьдесят первом году жизни.

Безудержная крылатая фантазия, ярчайшие краски, напевность и мягкость поморского говора фольклорных произведений Писахова ставят их создателя в первый ряд мастеров сказки советского времени.

Маленького роста человека, буйно обросшего шевелюрой, бородой и усами, такого вечного на улицах Архангельска, хорошо помнят многие старожилы города.

Архангельск, Поморская, Писахов — слова неразрывные и дополняющие друг друга.

Сама по себе маленькая, бывшая улица Вятская мало чем примечательна. На ней расположены хлебокомбинат, водорослевый завод и несколько десятков в основном одноэтажных деревянных жилых домиков. Но Архангельск быстро растет, строится, благоустраивается. И ничего не будет удивительного, если к выходу этой книги улица неузнаваемо преобразится. Это только явится убедительным свидетельством обновления нашего города.

А сейчас улица примечательна своим новым названием. Она носит имя Федота Шубина, нашего земляка, талантливого русского скульптора, высоко вознесшего отечественное искусство ваяния.

Деревянный дом на ул. Выучейского.

Федот Иванович Шубин родился в 1740 году невдалеке от Холмогор, на том же Курострове, что и М. В. Ломоносов. Он был почти на тридцать лет младше своего гениального земляка. Как и Ломоносов, девятнадцати лет Федот Иванович покинул родные места и с рыбным обозом ушел в Петербург.

Он еще в детстве серьезно занимался резьбой по кости — искусством, которым в совершенстве владели многие его земляки. Спустя два года после прибытия в Петербург, Шубину, видимо, не без помотци Ломоносова, удалось поступить учиться в Академию художеств. Северянин пришел в Академию уже художником-мастером, со своим стилем и вкусом. Еще в Академии за свои работы он удостаивается многих наград — шпаги, серебряных и первой золотой медалей.

Как одного из лучших воспитанников Академия художеств отправила Шубина и двух его товарищей в Париж, где он в Академии занимался под руководством знаменитого французского скульптора Пигалля. Затем он три года жил в Риме и знакомился с творчеством великих художников Италии.

Возвращаясь в Россию, Федот Иванович полтора месяца прожил в Лондоне. Он стал почетным академиком Болоиской академии (Италия), а вскоре и академиком в России.

Основное в творчестве Шубина — скульптурный портрет. В этой области искусства Федот Иванович достиг такого совершенства, что не имел себе равных мастеров ни в России, ни в Европе. Он создал много оригинальных, талантливых произведений— скульптурных портретов государственных, политических, военных деятелей. Скульптор никогда не идеализировал, не приукрашивал натуру, точно и тонко улавливал в человеке пусть даже внешне скрытые черты его характера, особенности натуры и воплощал, показывал, подчеркивал их в гипсе и в мраморе. Взгляните на бюст Павла I и вы увидите вместе с орденами, звездами и крестами на груди, на лице — черты самовлюбленности, жестокости и самодурства.

Зато в бюсте М. В. Ломоносова воплощены ум гения, воля и жизнестойкость, смелость и проницательность. И все это сочетается в скульптурном портрете с доброй улыбкой, любовью к человеку.

Федот Иванович скончался 25 мая 1805 года.

Многочисленные скульптурные работы великого русского ваятеля хранятся в Третьяковской галерее и Оружейной палате в Москве, в Русском музее в Ленинграде, а также в музеях других городов.

В конце шестидесятых годов прошлого века бегал по улицам Соломбалы и играл со своими сверстниками мальчишка из небогатой семьи Ваня Мещерский. Посещал он Соломбальское приходское училище, далеко опережал одноклассников в арифметике и поражал учителей своей любознательностью.

Двенадцати лет, в 1871 году, Иван Мещерский поступил в Архангельскую Ломоносовскую мужскую гимназию, сразу во второй класс. Здесь он проявил исключительное упорство в овладении науками и особенно — недюжинные способности в математике. Порядки и методы обучения в гимназии были под стать всему царскому режиму, и Мещерский позднее с горечью признавался: «...мы совсем не научились, хотя и учились, ни физике, ни французскому, ни немецкому языку».

И все-таки, несмотря на всю свою неприязнь к гимназической системе. Мещерский продолжал настойчиво учиться. А в его положении это было очень нелегко. В гимназию из Соломбалы он ходил пешком за пять верст. Семья жила бедно, и гимназисту старших классов, Ивану Всеволодовичу, для пропитания и помощи родным приходилось давать уроки. Гимназию он окончил в 1878 году с золотой медалью и поступил на математическое отделение физико-математического факультета в Петербургский университет.

Блестяще закончив университетский курс, Иван Всеволодович по предложению ректора остался при кафедре механики. Он вел большую научно-исследовательскую работу, а также читал лекции по высшей математике и теоретической механике в университете, в Институте инженеров путей сообщения и на Высших женских курсах.

Около года Мещерский провел в научной командировке за границей. Результатом длительных научных исследований и расчетов явился большой его труд «Динамика точки переменной массы», ставший диссертацией, которую Мещерский защитил с исключительным успехом.

Работа Ивана Всеволодовича Мещерского представляла совершенно новый, им открытый раздел теоретической механики. Ученый из Соломбалы создал математическую теорию ракеты для выхода ее в межпланетное пространство. К сожалению, занимавшийся уже в начале нашего века теорией межпланетных сообщений, Константин Эдуардович Циолковский не знал об открытии и научных работах профессора Мещерского. В те времена научно-техническая информация была очень слабая. Естественно, что провинциальный учитель, каким был тогда Циолковский, не был в курсе теории Мещерского, а многие ученые, видимо, относились к ней, как к фантастике или, по крайней мере, как к делу далекого будущего.

Позднее профессор И. В. Мещерский настойчиво продолжал развивать теорию по динамике тел переменной массы. С 1902 года ученый занимал кафедру теоретической механики в Петербургском политехническом институте. Он выпустил в свет высоко оцененный всемирно известными учеными задачник по механике, впоследствии изданный во многих странах за границей.

Умер Иван Всеволодович Мещерский в 1935 году.

Значение теоретических работ Мещерского неоценимо для развития современной ракетной техники, для мировой науки межпланетных сообщений. Имя ученого увековечено его земляками названием одной из новых улиц в Соломбале, где Иван Всеволодович провел детство и юность.

Наверх