Соловецкий маякВесна ка севере начинается поздно. Но что это за время? Стремительно оживает природа, словно пытается наверстать упущенное за зиму. Солнце почти не покидает неба. Начинают свои путешествия туристы.

Особенно многолюдно бывает в эти дни на причалах морского пассажирского района в Архангельске. Отсюда отправляются суда на Котлас, Нарьян-Мар, Мезень, Кандалакшу, Мурманск, Соловецкие острова. Наибольшей популярностью пользуются теплоходы «Буковина» и «Татария». Здесь пассажиры находят все удобства в пути и базу отдыха с полным сервисом.

Когда туристы поднимутся на борт, судно медленно разворачивается и идет по Северной Двине. Вечереет. Однако солнце еще припекает. Все довольны: экипаж, что кончилась береговая сутолока, а туристы — началом интересного отдыха. Большинство путешественников собираются на правом борту. Здесь тень, да и интересней — город, судоремонтный завод, многочисленные лесные пристани с примыкающими к ним складами отборного леса, запахом которого пропитан воздух. У причалов — суда под различными флагами мира.

Через час взору открываются заливные луга. Затем — остров Мудьюг с его памятником жертвам интервенции. Протяжно гудит судовой тифон, отдавая им почесть. Судно выходит в Белое море. Еще светло. Однако пора и отдохнуть.

Раннее утро, но туристы давно на ногах. Одни фотографируют, другие обмениваются впечатлениями о виденном, третьи просто вглядываются вдаль, наслаждаясь окружающей природой.

Судно заметно берет вправо. По левому борту виднеется полоса леса, а над ней возвышенность. Знатоки объясняют: «Гора Секирная. В далекие времена здесь стоял монастырь. На Секирной горе в 1862 году под куполом восьмигранного барабана главы церкви был построен знаменитый Соловецкий маяк». Его свет виден почти на 22 мили. Это самый высокий маяк на Белом море.

Зеленая полоса леса увеличивается, по носу показываются многочисленные небольшие каменистые островки, иногда поросшие кустарником и мелкими березками (луды), и нагромождения камней, выступающих из воды (корги). Теплоход входит в залив Благополучия, вдающийся в Большой Соловецкий остров на два километра. Он образует прекрасную, незнающую штормов гавань. На ее берегу возвышается Соловецкий кремль — свидетель многих исторических событий.

... Группы туристов, сойдя на соловецкую землю, отправляются в походы по островным дорогам, чтобы затем возвратиться на лодках по озерам. А их тут множество: некоторые считают, что 490. И каждое имеет свою неповторимую прелесть, отраженную в метких названиях: Светлое Орлово, Благодатное, Красная Зорька, Каруселька. Вода в них теплая, а растительность поразительно разнообразна и красива.

На следующий день под вечер теплоход снимается в обратный рейс, чтобы принять новую партию туристов, ожидающих в Архангельске. Некоторые пассажиры остаются на Соловецких островах, на небольшой туристской базе, расположенной в Кремле, чтобы затем отправиться на Кемь и дальше.

Число туристов, желающих побывать на Соловках и в Кеми с каждым годом растет. Для них выделяются лучшие пассажирские суда Северного пароходства.

Однако потребность в перевозках туристов морем еще не удовлетворяется. Из-за отсутствия достаточной туристской базы на Соловецких островах суда вынуждены стоять здесь ежерейсно по 36 часов, в то время как переход из Архангельска до Соловков занимает десять часов.

Хочется верить, что ВЦСПС устранит эти недостатки, и тогда можно будет объем туристских перевозок на Соловецкие острова увеличить уже в текущую пятилетку не менее чем в два раза.

Вспоминаются слова Пришвина, сказанные им в 1933 году: «Мне бы очень хотелось, чтобы в будущем здесь, в Соловках, устроился бы грандиозный санаторий для всего Севера... В будущем доктора не станут всех посылать на южные воды и виноград, а в ту природу, в ту среду, где человеку все понятно, близко и мило. Вот тогда-то Соловки и сделаются любимейшим островом здоровья для всего Севера».

А морской транспорт поможет в этом своими судами.

Из глубины веков смотрит на нас древний кремль

Фото автора

Журнал "Морской флот" №3 1973 год.

Наверх