Вслед за новгородскими боярами пришли в Поморье монахи.

В начале XV в. на Северной Двине были основаны монастыри: Никольско-Карельский (на месте, где ныне расположен Северодвинск), а в 40 километрах от него вверх по реке — Михайло- Архангельский. Именем этого монастыря впоследствии стал называться наш город. В первой половине XV в. монахи Зосима и Савватий заложили Соловецкий монастырь в Белом море на островах одноименного архипелага. В начале XVI в. возник Сийский монастырь. В устье Онеги на Кий-острове появился Крестный монастырь.

Вначале новгородское, а позднее московское правительство содействовали появлению монастырей, видя в них своих помощников в освоении бескрайних территорий Севера.

Монастыри сыграли большую роль в экономическом развитии края в феодальную эпоху. Они расчищали лесные дебри, пахали землю, ловили рыбу, разводили скот, занимались смолокурением, солеварением, зверобойным, слюдяным и другими промыслами.

Особое место в социально-экономической жизни поморских волостей занимал знаменитый Соловецкий мужской монастырь. К концу XVI в. он превратился в богатейшего северо-русского феодала, земельные и промысловые угодья которого простирались по всему беломорскому и океанскому прибрежьям — от Онеги до нынешнего Мурманска.

В своих землях соловецкие монахи организовали выплавку железа и добычу в большом количестве соли, рыбы, тюленьего жира, слюды. Монастырь завел всевозможные мастерские. В некоторых береговых пунктах были даже свои кузнецы-оружейники, изготовлявшие холодное оружие для соловецких стрельцов.

Сложное и многоотраслевое хозяйство Соловецкой вотчины обслуживали как вольнонаемные, так и зависимые от монастыря люди. Эксплуатировался также даровой труд богомольцев.

В XVI в. Соловецкий монастырь имел более 5 тысяч крестьян. Фактически они были крепостными монастыря: отбывали барщину, платили продуктовый или денежный оброк. Специальным монастырским законом от 1591 г. утверждалась норма дележа рыбы крестьянского улова «на трое, — на монастырь две доли, третья доля крестьянам». Как видно на примере Соловецкого хозяйства, на Севере России в монастырских вотчинах процветала феодальная эксплуатация.

Энергичная колонизаторская деятельность монастырей обострила классовую борьбу на Русском Севере. Крестьяне боролись против захвата монастырями их земель и промысловых угодий-как, например, когда закладывали Соловецкий монастырь, крестьяне, по словам «жития» основателей монастыря, мешали монахам рыбу ловить и творили им «пакости и печали» многие. Пришлось вмешаться в спор новгородскому правительству, которое выдало игумену Зосиме жалованную грамоту на Соловецкий и прилегающие к нему острова. Решительное сопротивление оказывали крестьяне утверждению на их землях Антониева-Сийского, Кирилло-Белозерского и других монастырей. Победили в этой борьбе монастыри.

Число монастырей быстро росло. К концу XVI в. их было на Севере около двух десятков, а через столетие — более 80, в том- числе около 30 в Карелии.

Наверх