Соловецкий кремль и его роль в обороне Севера.

Ведущая роль Соловецкого монастыря в хозяйственной жизни Поморья определяла и его политическое значение в этом районе.

В XVI—XVIII вв. Соловецкий монастырь был политическим центром Севера, а его настоятель — единственной реальной политической силой, своего рода губернатором Поморья, которое даже в официальных документах именовалось «Соловецким Поморьем».

Со второй половины XVI в. Соловецкий монастырь принимает на себя долю государственных обязанностей по защите Беломорских волостей, составлявших его вотчинные владения, от шведов, датчан и иных «ворогов».

В 1584—1594 гг. вокруг монастыря крестьяне монастырских деревень возвели массивную каменную стену. Общая длина ее составила более километра, высота до 9 метров, ширина 5—6 метров. С этих пор монастырь стал неприступной крепостью. Соловецкий Кремль — одна из самых крупных строек России в XVI в. Сам факт сооружения такой крепости свидетельствовал о творческом гении нашего народа и явился своеобразной демонстрацией успехов русской архитектуры и строительного искусства.

В эти же годы монастырь за счет своего бюджета возвел остроги в береговых пунктах — в Суме, Кеми, Керети, Сороке.

В своих собственных стенах, а также в крепостях на материке монастырь установил артиллерию, создал склады оружия и боеприпасов, содержал стрелецкое войско, численность которого колебалась в зависимости от потребностей самообороны.

Верховным главнокомандующим всех монастырских вооруженных сил и комендантом Соловецкого Кремля являлся настоятель монастыря.

Разгром польско-шведских захватчиков на Севере

В «смутное время», как принято называть годы польско-шведской интервенции и крестьянской войны начала XVII в., Север стал ареной кровопролитных боев.

Дважды в 1611 г. шведские захватчики вторгались в Беломорье, чтобы отнять его у России, но оба раза были жестоко биты.

Первый завоевательный поход на Суму и Соловки королевские войска совершили в марте 1611 г. Агрессоры разорили 11 селений, но, не дойдя 150 километров до Белого моря, вынуждены были повернуть обратно. Их заставили уйти из нашей земли крестьяне, которые при приближении шведских войск сжигали свое имущество, а сами уходили в леса и создавали партизанские отряды. Солдаты королевской армии ни за какие деньги не могли купить ни хлеба, ни соли. Им угрожала голодная смерть.

Летом 1611 г. шведы совершили новый поход к Белому морю. И второй поход закончился поражением и бегством интервентов.

Разгромом походов шведских рыцарей руководил Соловецкий монастырь.

В заключительный период «смуты» Соловецкому монастырю пришлось отбивать нападение на Поморье разбойничьей польско- литовской орды, находившейся на службе у шведского командования. В декабре 1613 г. отряды грабителей подошли к Холмогорам, но при штурме города были разбиты. Тогда часть их спустилась вниз по Двине, разорила Никольско-Карельский монастырь, Неноксу, Луду, Уну, Сумскую волость. Захватчики сеяли всюду смерть и опустошение. На Онеге было обнаружено 2325 трупов зверски замученных людей. Только под Сумским острогом банды грабителей были рассеяны монастырскими стрельцами и сидевшими в осаде мирянами.

Решающей силой в отражении нападения шведских феодалов и польско-литовских банд на Север был народ. Горожане и «тутошних волостей крестьяне» вместе со стрельцами добровольно «садились в оборону» и участвовали во всех «осадных сидениях». Большой размах приняло Партизанское движение. Документы тех дней сообщают, что многих захватчиков «служки и крестьяне соловецкие побили» и оттого войско неприятельское значительно сократилось.

Тяжелым положением Русского государства пытались воспользоваться и западно-европейские страны. В частности, агенты английского правительства разрабатывали не только планы экономического подчинения России, но и проекты вооруженного захвата нашего Севера, а также волжского пути в Каспийское море. Такое предложение внес королю Якову I капитан Томас Чемберлен. Летом 1612 г. в нашем городе высадился отряд заморских вояк, изъявивших притворное желание помочь России в борьбе с Польшей, но их вернули обратно и предупредили, чтобы больше в Московское государство не приходили и тем «убытков не чинили» себе.

Отбив в начале XVII в. все попытки внешних врагов овладеть Поморьем, оторвать его от России, Соловецкий монастырь, поддержанный местным населением и Москвой, содействовал разгрому польско-шведской интервенции и восстановлению государственного единства страны.

Соловецкое восстание 1668—1676гг.

С Беломорским Севером связаны имена на родных героев, предводителей крестьянских войн XVII в. В Каргополь в 1608 г. был выслан плененный после подавления восстания Иван Исаевич Болотников. Там трагически оборвалась его жизнь. И. И. Болотникова, по указанию из столицы, ослепили и утопили в проруби на реке Онеге. Так феодалы расправились со своим классовым врагом. В середине XVII в. волны городских восстаний докатились до нашего Севера. Крупные выступления народных масс были в Каргополе, Великом Устюге и Соли Вычегодской.

Дважды в 1652 и в 1661 гг. через всю Россию ходил в Соловецкий монастырь Степан Тимофеевич Разин. Может быть, поэтому после подавления крестьянской войны Разина многие сподвижники вождя мятежного крестьянства, спасаясь от карателей, бежали с территории верховьев Волги и ее притоков Унжи и Ветлуги в Соловецкий монастырь и возглавили здесь борьбу против крепостничества.

Вооруженное восстание на Соловках вспыхнуло в 1668 г. и продолжалось целых 8 лет! Это было сложное движение как по составу участников, так и по отношению их к средствам борьбы.

Главной движущей силой Соловецкого восстания были крестьяне, трудники и работные люди, обслуживавшие внутримонастырское и вотчинное хозяйство и эксплуатируемые духовным феодалом. Под их воздействием к восстанию примкнула часть рядовой братии (черных старцев).

В восставшем монастыре находилось более 700 человек, в том числе свыше 400 решительных сторонников борьбы с правительством методом крестьянской войны. В распоряжении восставших было 90 пушек, расставленных на башнях и ограде, 900 пудов пороха, большое количество ручного огнестрельного и холодного оружия, а также защитного снаряжения.

Восстание в Соловецком монастыре можно разделить на два этапа. На первом этапе вооруженной борьбы (1668—1671 гг.) миряне и монахи выступили под флагом защиты «старой веры» против нововведений Никона. Борьба эксплуатируемых масс с правительством и церковью, подобно многим выступлениям эпохи средневековья, приняла религиозную оболочку, хотя на деле под лозунгом защиты «старой веры» демократические слои населения боролись против государственного и монастырского феодально- крепостнического угнетения. На эту особенность революционных выступлений задавленного темнотою крестьянства обращал внимание В. И. Ленин. Он писал, что «...выступление политического протеста под религиозной оболочкой есть явление, свойственное всем народам, на известной стадии их развития, а не одной России» (т. 4, стр. 228).

В 1668 г. царь приказал осадить монастырь. Началась вооруженная борьба соловчан с правительственными войсками. Начало соловецкого восстания совпало с разгоравшейся в Поволжье крестьянской войной под предводительством С. Т. Разина.

Переход к открытым военным действиям обострил социальные противоречия в лагере восставших и ускорил размежевание борющихся сил. Оно было окончательно завершено под влиянием разинцев, которые стали прибывать в монастырь с осени 1671 г. Влившиеся в восставшую массу участники крестьянской войны 1667—1671 гг. взяли в свои руки инициативу в обороне монастыря и активизировали Соловецкое восстание.

К руководству восстанием пришли беглый боярский холоп Исачко Воронин, кемский житель Самко Васильев, разинские атаманы Ф. Кожевников и И. Сарафанов. Начался второй этап восстания (1671—1676 гг.), на котором религиозные вопросы отступили на второй план и идея борьбы за «старую веру» перестала быть знаменем движения. Восстание принимает ярко выраженный антифеодальный и антиправительственный характер, становится продолжением крестьянской войны под предводительством С. Т. Разина. Далекий Север России стал последним очагом крестьянской войны.

Восставшие прекратили богомолье за «великого государя» и его семью, перестали признавать Алексея Михайловича царем России.

Такие действия окончательно отпугнули от восстания монахов. В массе своей они порывают с движением и пытаются отвлечь трудовой народ от вооруженной борьбы, становятся на путь измены и организации заговоров против восстания и его руководителей. Только фанатичный сторонник «старой веры» ссыльный архимандрит Никанор с кучкой приверженцев до конца восстания надеялся с помощью оружия заставить царя отменить никоновскую реформу. Народные вожаки решительно расправлялись с реакционно настроенными иноками, занимавшимися подрывной деятельностью: одних они сажали в тюрьмы, других выдворяли за стены крепости.

Население Поморья выражало сочувствие мятежному монастырю и оказывало ему постоянную поддержку людьми и продовольствием. Благодаря этой помощи восставшие не только успешно отражали приступы осаждавших, но и сами совершали смелые вылазки, которые деморализовали правительственных стрельцов и наносили им большой урон.

После подавления крестьянской войны под предводительством С. Т. Разина правительство перешло к решительным действиям против Соловецкого восстания.

Весной 1674 г. на Соловки прибыл новый воевода Иван Мещеринов. Под его начальство поступило до 1000 стрельцов, артиллерия. Не сидели сложа руки и восставшие. Под руководством опытных в военном деле беглых донских казаков Петра Запруды и Григория Кривонога в монастыре возводились укрепления.

В летне-осенние месяцы 1674 и 1675 гг. под стенами монастыря развернулись жаркие бои, в которых обе стороны несли большие потери.

Соловецкий монастырь не был взят штурмом. Его предали изменники-монахи. Монах-перебежчик Феоктист провел в монастырь тайным ходом отряд стрельцов. Через открытые ими башенные ворота в крепость хлынули главные силы И. Мещеринова. Восставшие были застигнуты врасплох. Началась расправа. Почти все защитники монастыря погибли в короткой схватке. В живых осталось только 60 человек. 28 из них были казнены сразу, в том числе Самко Васильев, остальные — позднее.

Разгром Соловецкого монастыря произошел в январе 1676 г. Это был второй после поражения крестьянской войны С. Т. Разина удар по народному движению. Вскоре после подавления восстания правительство прислало на Соловки из других монастырей благонадежных монахов, готовых молиться за царя и реформированную церковь.

Соловецкое восстание 1668—1676 гг. было самым крупным после крестьянской войны под руководством С. Т. Разина антикрепостническим движением XVII в.

Наверх