После эпохи Возрождения архитектуре требовалось что-то новое. Спокойные, монументальные, симметричные здания постепенно стали разбавляться пышными постройками. Пришла пора маньеризма. Маньеризм стал переходным моментом от величественности Возрождения до царской роскоши барокко.

Маньеризм отличает чрезмерна вычурность и преувеличение во всех деталях здания. Если скульптура, то массивная, барельефы, лепнина, различные украшения фасадов, оригинальные дверные проемы и отсутствие всякой меры. Поощрялось обилие росписи, фресок, блестящей мозаики и панно. Если женская обувь, то чрезмерное количество украшений и дополнительных элементов. Если ранее архитекторы придерживались симметрии, то теперь ломаные линии и разнообразие форм стало самым модным течением в архитектуре. Стиль маньеризма заключается в полном отсутствии каких-либо правил. Золоченые стены, полы, блестящие элементы и скульптуры, смешения цветов и фактур - архитекторы того времени могли воплотить в жизнь самые рискованные идеи. Гротеск и фантазия стали главными условиями строительства и деталей интерьера. В зданиях этого стиля допускалось отсутствие смыслового сочетания. Рядом с входом в здание могли уместиться и скульптура греческого воина, и фантазийный персонаж вроде сатира, и завершал композицию лик фараона.

Первым деятелем искусства, начавшим продвигать этот стиль, можно назвать Вазари. Он не был архитектором, но именно с его подачи и своеобразной рекламы нового стиля архитекторы стали проектировать революционно новые здания. Надстройки, завитки, многочисленные арки рядом с квадратными проемами – почему бы и нет?

Постепенно излишек роскоши стал надоедать и архитекторам, и заказчикам. Мода на маньеризм сменилась утонченным барокко, имеющим свои четкие границы стиля. Но без всплеска безумного по тем временам проявления маньеризма не случилось бы рождения других стилей.

Наверх