Странная все-таки эта профессия — архитектор по жилому интерьеру, подумают некоторые из постоянных читателей журнала «Наука и жизнь», более или менее регулярно просматривающие статьи последних лет на эту тему. В чем же конкретно состоит предмет работы архитекторов? Когда они пишут об отделке стен и пола, здесь все ясно: кому как не архитекторам заниматься этими вопросами? Можно как-то понять и обращение к мебели, хотя есть художники, проектирующие мебель и, стало быть, лучше архитекторов разбирающиеся в этой области. Затем началось нечто совсем далекое — статьи о телевизорах, самоварах.

А теперь вот — о зелени. Ни для кого не секрет, что в наше время невозможно быть профессионалом одновременно в таких далеких друг от друга областях деятельности, как проектирование мебели, радиоэлектроника, искусствоведение, ботаника. Поэтому когда одни и те же люди начинают серьезно рассуждать о путях дальнейшего развития столь различных предметов, это выглядит несерьезно. И впрямь несерьезно, если пытаться подменять специалистов других профессий. Но в то же время один и тот же предмет может быть объектом изучения самых разных наук.

Скажем, человека исследуют и биологи, и психологи, и медики, и педагоги, и многие другие специалисты, и для каждого из них находится своя собственная сфера деятельности. В отдельных источниках они соприкасаются, но почти никогда не дублируют друг друга. Точно так же и в этой статье, посвященной комнатной зелени, мы не будем касаться тонкостей подбора растений, ухода за ними и других вопросов, относящихся к компетенции ботаники.

Мы будем на зелень смотреть с чисто архитектурной точки зрения, считая ее таким же равноправным элементом жилого интерьера, как, скажем, мебель или отделка стен. Зелень издавна сопутствует человеку в его жилище. Иногда это отдельные растения, цветы в горшочках, реже — собранная в более или менее крупные группы.

Однако, как показал анализ отечественной и зарубежной архитектурной литературы, в подавляющем большинстве случаев растения — всего лишь дополнение к интерьеру, деталь второстепенная. Если из помещения зелень убрать, общий характер интерьера практически не изменится. Как известно, жилой интерьер можно создавать различными средствами. В одних случаях он может определяться в основном планировкой, особенно если это индивидуальный нетиповой дом или нестандартная квартира, например, в старом доме. Но бывает и так, что планировка квартиры практически не влияет на характер жилого интерьера — в одних и тех же типовых квартирах можно создать огромное разнообразие непохожих друг на друга вариантов. Так, можно построить интерьер на ярко выраженном индивидуальном характере отделки стен, потолка и пола.

Однако и при стандартизованной отделке квартиры облик ее все же может быть нестандартным. В этом случае главным средством становятся предметы, наполняющие комнаты, мебель, ткани, произведения искусства. Каждый предмет обстановки играет не одну, а много ролей. Назначение шкафа отнюдь не исчерпывается хранением бытовых вещей. Его местоположение определенным образом организует пространство помещения, его отделка существенно влияет на облик комнаты. Точно так же хотя внешне эти вещи несравнимы — зелень может стать важным элементом жилого интерьера, если ею наконец займутся архитекторы, перестав считать ее не своей областью деятельности. В качестве иллюстраций приведем несколько разработанных авторами этой статьи примеров, где именно зелень создает облик жилого помещения, в то время как планировка, мебель и другие элементы оказываются второстепенными или даже вообще несущественными. Поскольку мы не затрагиваем вопросы ботанического характера, во всех приведенных примерах использована не натуральная растительность, а условные макеты, создающие лишь общее впечатление, какое нам хотелось бы получить в каждом конкретном случае.

Пуст дана спальня, в которой основным акцентом служит полоса зелени, выполненная в виде своеобразного плинтуса. Если комната достаточно велика, то зеленый плинтус может опоясывать все помещение. В этом случае часть мебели, например, кровать, целесообразно разместить на некотором расстоянии от стены, а часть предметов подвесить на стены. Здесь подвесными сделаны шкафы, занимающие углы комнаты, и в какой-то степени скругляющие стандартную прямоугольную форму помещения. Аналогичным образом срезает углы и растительный плинтус. В результате спальное место становится неким островком, окруженным со всех сторон зеленью. Конфигурация плинтуса может быть самой различной. Кто-то захочет сделать его более строгой формы, ограничив прямоугольным ящиком постоянной глубины. Но весьма несложно создать и криволинейные очертания, более соответствующие природным формам, сделать отдельные части разной высоты. Тогда весь облик комнаты приобретет менее «машинный», более «природный» вид. Если комната небольшая, придется ограничиться растительным плинтусом вдоль одной или двух стен с тем, чтобы вплотную к другим поставить мебель. Но и в этом случае можно создать из зелени довольно много интересных композиций. Считается, что архитектурные детали возникают из чисто конструктивных необходимостей. Например, для маскировки стыка между стеной и полом был придуман плинтус, а между стеной и потолком — карниз.

Однако проходит определенное время, и у архитектурной детали, помимо первоначальной, появляются и другие, более тонкие, в том числе чисто изобразительные нагрузки. С плинтусом, правда, этого не произошло, а вот карниз стал довольно заметной Деталью помещения. Вспомним хотя бы прекрасные лепные карнизы в старинных домах и дворцах. Из наших типовых квартир лепной карниз давно уже исчез, и пока нет никаких признаков его возрождения в ближайшем будущем. Однако не исключено, что функции некоторых исчезнувших архитектурных деталей могут взять на себя нестроительные элементы. К примеру, в этом случае, помогла бы стиральная машина под раковину. Или можно создать пластически богатый переход от стен к потолку с помощью определенным образом скомпонованной зелени. Полка, укрепленная по периметру комнаты высоко под потолком, служит опорой для непрерывной полосы зелени. Легко убедиться, что перед нами как раз тот самый случай, когда основной прием в решении интерьера совершенно не зависит ни от площади комнаты, ни от ее пропорций, расположения оконных и дверных проемов, ни даже от назначения помещения.

Действительно, этот прием с одинаковым успехом может быть использован и в общей комнате, и в спальне, и в кухне. При желании зеленый карниз можно сочетать с зеленым плинтусом. А если дендрологи немного подумают о подборе растений, то, может быть, карниз из зелени возможен даже в ванной. Когда растений много, они обращают на себя внимание уже своим количеством. Если же зелени в комнате маловато, ее декоративность может быть усилена расположением, подбором фона, специальной подсветкой и другими средствами. Как один из вариантов растение может быть размещено в углу комнаты. Благодаря скрытым светильникам в темной окраске стен оно сверкает, подобно драгоценному украшению, лежащему в футляре из черного бархата. Другой пример «ювелирного» отношения к комнатной зелени. Стол превращен в своеобразную витрину, за стеклом которой сияют растения, освещенные лампами направленного света. Для последнего примера можно указать и его прообраз — домашний аквариум, в воде которого сверкают рыбки. Отлучение жителя современного большого города от природы повлекло за собой целый ряд отрицательных последствий. Наиболее часто упоминают загрязнение городской среды, особенно ухудшение состава воздуха по сравнению с сельской местностью. Гораздо реже обращают внимание на психологическую сторону проблемы. Между тем специалисты утверждают, что длительная биологическая эволюция выработала у человека определенные психологические потребности, которые невозможно изменить за 100—200 лет. Нам, архитекторам, трудно судить, приложимо ли подобное утверждение ко всем людям без исключения.

Однако вряд ли можно сомневаться, что по крайней мере для некоторой части горожан имеет смысл разработать приемы внесения в жилой интерьер зрительных образов, свойственных живой природе. Воплощение этой идеи может идти несколькими путями. Один из них состоит в том, чтобы максимально насытить жилище зеленью, создав миниатюрные уголки живой природы. Однако при скромных размерах современных квартир возможностей для реализации подобного приема не так уж много. Можно пойти и иным путем — вообще отказаться от настоящих растений, а использовать чисто изобразительные средства, например, расписывать стены или оклеивать их большими фотографиями с видами природы. Оба приема одинаково возможны и вовсе не исключают друг друга, а иногда их можно применять совместно. Показана комната, стены которой оклеены большой фотографией с лесными пейзажами. Изображенная на снимке растительность дополнена настоящей, и это усиливает ощущение реальности. Иллюзия подчеркивается и такой деталью, как телевизор, «подвешенный» к дереву на фотографии.

Таким образом, комнатная зелень может стать не менее важным объектом внимания, чем отделочные материалы, мебель и предметы убранства. Благодаря этому расширяется палитра возможных решений жилого интерьера. Причем его образ может стать довольно сложным, включающим целый ряд человеческих ассоциаций.

В качестве примера мы разработали интерьер спальни, которому дали название «Райские кущи». Спальное место со всех сторон окружено растительностью — вместо задней спинки кровати установлен ящик с зеленью, растения вплотную подходят с двух сторон к изголовью кровати и даже свисают сверху сплошной полосой зелени. Природный характер интерьера усиливается цветом ковра на полу и растительным рисунком покрывала. А зеркальная стена создает ощущение большого простора в этом относительно маленьком помещении. Итак, мы попытались взглянуть на комнатную зелень под новым углом зрения.

Могли бы подобные идеи быть разработаны, скажем, дендрологами? Вряд ли. Это все-таки чисто архитектурная постановка проблемы, относится она к компетенции архитекторов. Другое дело, что при этом возникает немало вопросов, ответить на которые могут только ботаники. Возможно даже, что среди этих вопросов окажутся и такие, на которые пока еще нет готовых ответов и которые могли бы привлечь внимание специалистов.

Подобная ситуация отнюдь не нова. Ведь создавая, скажем, новое техническое устройство, проектировщики не только используют уже существующие достижения науки и техники, но нередко, исходя из своих задач, дают заказы другим отраслям. Например, может возникнуть необходимость в новых типах горючего, новых материалах с теми или иными свойствами и т. п. Так и в нашем случае, некоторые из приведенных примеров использования зелени в жилище могут навести на поиски новых комнатных растений. В таком случае пусть эта статья станет архитектурным заказом в адрес специалистов.

Наверх