Блог

Источник: Сборник рационализаторских предложений осуществленных на Архангельском трамвае.

Составил инженер Шульга. 1949 год

Источник материала любезно предоставила Светлана Панкратова

Общее протяжение маршрута в обе стороны (полное кольцо) 11,76 км. На маршрут выпускается 10-12 поездов. Оборотный рейс длится в среднем 55 минут. Таким образом частота движения на маршруте - средний интервал между отправлением поездов составляет около 5 минут.

При такой частоте движения, диспетчер не может получить сведений о прохождении каждым вагоном определенных пунктов маршрута. Он получает только сведения (по телефону) о времени прибытия поездов на конечный пункт, где расположен дежурный.

Для правильного регулирования движения поездов диспетчеру чрезвычайно важно иметь наглядное представление о расположении находящихся в движении единиц.

Мы решили применить ведение графика исполненного движения по типу железнодорожного. Ведение такого графика не только помогает диспетчеру наглядно видеть всю картину движения на своем маршруте, но и позволяет руководителям службы движения и работникам Управления быстро определить работу маршрута и правильность действий диспетчера по управлению движением.

Достаточно беглого взгляда на график исполненного движения, чтобы сразу представить себе все задержки, возвраты и другие перебои движения. Кроме того, по графику лучше и удобнее всего можно производить вычисление всех эксплуатационных показателей: выпуска вагонов, времени пребывания вагона на линии, пробега, перевезенных тонн груза, сделанных тоннокилометров и др. Во всех конфликтных случаях с грузовой клиентурой или необходимости получить ту или иную справку о движении, график является наиболее удобным и бесспорным документом.

На участках с густым трамвайным (только пассажирским) движением с выходом к диспетчерскому пункту нескольких маршрутов, ведение графика исполненного движения несколько затруднительно, но на участках со смешанным пассажирским и грузовым движением, график исполненного движения имеет преимущества перед каким бы то ни было другим методом регулирования и учета движения. В Архангельском трамвае ведение графиков исполненного движения проводится на всех маршрутах. При этом, как ведение графиков, так и их ценность, значительно отличается в зависимости от характера движения на маршруте. Поэтому, чтобы лучше представить себе все эти особенности, ниже приводится краткое описание ведения графиков исполненного движения по трем маршрутам Архангельского трамвая.

1. Центральный маршрут - представляет собой двухколейную кольцевую линию с растянутыми на несколько кварталов оборотными кольцами на концах. Схема маршрута приведена на фиг. №6.

Общее протяжение маршрута в обе стороны (полное кольцо) 11,76 км. На маршрут выпускается 10-12 поездов. Оборотный рейс длится в среднем 55 минут. Таким образом частота движения на маршруте - средний интервал между отправлением поездов составляет около 5 минут.

При такой частоте движения, диспетчер не может получить сведений о прохождении каждым вагоном определенных пунктов маршрута. Он получает только сведения (по телефону) о времени прибытия поездов на конечный пункт, где расположен дежурный.

Таким образом, движение поезда на маршруте засекается по времени только в конечных пунктах, на одном из которых диспетчер находится сам, а с другого получает сведения об отправлении и прибытии поездов через начальника конечной станции, который дублирующего графика не ведет.

Карта во весь экран

 

Карта со схемой движения

Ясно, что график исполненного движения для такого маршрута весьма прост. Для удобства рассмотрения графика обратные рейсы повернуты на нем на 180 градусов, чтобы избежать пересечения рейсовых линий, что затемняло бы график при значительной густоте движения, которая имеет место на этом маршруте.

Вид такого графика изображен на фиг. №7, причем подобран день, когда имели место крупные перебои движения из-за схода вагона с рельсов.

График центрального маршрута

Фрагмент графика центрального маршрута

2. Северный маршрут. Этот маршрут одноколейный и имеет весьма значительное протяжение (на нем курсирует 4 поезда) - 28,84 км. В одном из концов на него накладывается на протяжении 1,8 км второй короткий одноколейный маршрут с двумя поездами. На другом его конце, на протяжении 5 км, курсируют грузовые электровозные и мотовозные поезда одного из заводов, имеющего несколько своих грузовых подъездных путей, примыкающих к трамвайной магистрали. Диспетчер расположен на расстоянии 2 км от одного из концов маршрута и имеет связь с удаленным конечным пунктом и с одним из "средних" разъездов. Для лучшего регулирования движением и более точного ведения графика, предполагается перенести помещение диспетчера в стык маршрутов и организовать пункты связи во втором конечном пункте и еще в одном из "средних" разъездов, где происходит скрещение поездов. График исполненного движения для этого маршрута изображен на фиг. №8.

График северного маршрута

 Фрагмент графика северного маршрута

При небольшой густоте движения на этом маршруте, носящего характер пригородного, график дает весьма наглядное представление о всех имевшихся в сутках перемещениях каждой единицы. В частности, на этом маршруте возникают известные трудности в распределении потребляемой с трамвайной подстанции электроэнергии между пассажирскими поездами трамвая и грузовыми электровозными поездами упомянутого выше завода. Электроэнергия (ввиду отсутствия счетчиков на тяговых единицах) распределяется по пробегу пассажирских и грузовых поездов, с введением установленных коэффициентов. Для определения же пробегов, график является наиболее удобным и бесспорным документом, при помощи которго немедленно разрешаются все возникающие недоразумения.

3. Южный маршрут - Маршрут одноколейный, пригородный, имеет общее протяжение в обе стороны - 17,52 км.

На нем курсируют 3 пассажирских поезда, один из них - одиночный на укороченном плече в обе стороны - 8,6 км. Кроме того, здесь имеемся весьма густое грузовое движение электровозов, доставляющих топливо Городской Электростанции. Диспетчер находится в 1,5 км. от одного из концов маршрута, и имеет связь с обоими конечными пунктами и со всеми пунктами формирования, погрузки и разгрузки грузовых поездов.

Наличие широкой связи позволяет вести график с достаточной точностью. Вид графика исполненного движения показан на фиг.№ 9. Для удобства чтения графика он ведется цветными карандашами, при чем каждому виду поезда присвоен свой постоянный цвет. Пассажирские поезда изображаются вертикальной красной линией, груженые грузовые составы - черной линией, и порожняк - фиолетовой или зеленой линией. Пробег тяговых единиц резервом, “холостой" пробег без состава, обозначается фиолетовым пунктиром. Задержки и аварии отмечаются горизонтальное красной линией.

График южного маршрута

Фрагмент графика №1 южного маршрута

Фрагмент2

Фрагмент графика №2 южного маршрута

Фрагмент3

Фрагмент графика №3 южного маршрута

Даже беглый просмотр графика позволяем судить о характере движения и правильности действий диспетчера. На графике диспетчер делает всевозможные записи и пометки о имевших место за сутки происшествиях, в т.ч. он является единым документом, определяющим все условия движения. При наличии заданного графика движения пассажирских поездов необходимо, чтобы на бланке графика исполненного движения была нанесена сета "проектного" графика. И в таком случае график покажет все отклонения движения от заданного расписания.

Организация трамвайного движения на "загородных" маршрутах по жесткому расписанию, объявленному для населения.

Расписание южного маршрута

Расписание движения по южному маршруту

Во многих городах “загородные" маршруты трамвая имели маршруты к отдельно стоящим поселкам и заводам, не имеют характерной для трамвая, частоты движения и приближаются к поездам пригородного сообщения. В этих условиях, для удобства пассажиров, весьма целесообразно организовать движение по расписанию, объявленному для населения.

Архангельский трамвай опробовал такую организацию движения на одном из своих загородных маршрутов. Маршрут, в основном, одноколейный, протяжением 8,65 км. На нем курсируют два двухвагонных поезда из конца в конец маршрута и один одиночный поезд до середины маршрута.

Просмотров: 4388