Автор рисунка и текста Павел Лукич Фефилов. Публикуется с разрешения автора.

Зритель-архангелогородец, увидевший мои рисунки, наверняка задаст вопрос: - "Почему художник обращался к этому сюжету несколько раз"? Дело в том что этот дворик в разные годы для меня был всегда разным. Тем более рисунки выполнялись в зимнее время из окна моей матери, из дома напротив. Они выполнены в 1982 и 1985 годах.

Живописность устройства обычного Архангельского дворика настолько завораживала меня, что я рисовал его масляными красками. Эти этюды находятся в моей мастерской в Комсомольске-на-Амуре. Как мне представляется, неброскость, скромность, чистота, размеренность и логичность в архитектуре этого обычного и очень красивого места и представилась мне, чтобы рисовать это место несколько раз. Все рисунки сделаны в зимнее время, когда белеющие крышы соседних строений создают особый колорит архангельских двориков. Может быть архангелогородцы не замечает эту красоту. Для них это обычный мир полный забот в северной жизни. Для меня же образ Севера во многом необычен, поэтому я и старался передать свои впечатления.

И ещё. Этот дом принадлежал Ирине Кузнецовой. Мы в детстве её звали тётей Ирой. Она она частенько приходила к нам на Поморскую, 62, где всегда встречалась с моей бабушкой Еленой Фёдоровной.

В годы репрессий обе женщины потеряли своих близких, моя бабушка своего сына Луку Ивановича, а тетя Ира - своего мужа. Оба они были арестованы в одно время.

Ирина Кузнецова была очень красивой женщиной в возрасте примерно 40 лет, воспитанный в духе старого времени. Они с бабушкой обменивались сведениями об арестованных. Какие-то сведения просачивались, и они их обсуждали...

Они ставили самовар и частенько чаёвничали, разговаривая о своем горе. Они вместе ездили на станцию Исакогорку, где пытались встретить эшелоны поездов, в которых высылали, увозили заключенных. Каждая женщина кричала, Называя имена своих арестованных близких, стоя вдоль железной дороги в снегу на морозе.

Для нас тетя Ира являлась примером женской скромности и справедливости. Потеряв мужа в 1937 году, она так и осталась верной своей любви до конца жизни.

Так вот, в таком красивом доме жила тетя Ира Кузнецова, оставив в моей памяти образец верности, чистоты и справедливости.

Записал автор рисунка Павел Фефилов 28 июля 2007 года.

Наверх