На протяжении более чем трех веков, с того времени, как в 882 г. Киев стал столицей древнерусского государства и до трагических событий 1240 г., когда город был разграблен, разрушен и сожжен ордами Батыя, киевская архитектурная школа была главной на Руси. В Киеве сложились типологические, конструктивные и художественные черты древнерусского зодчества, из Киева шли новые веяния.

Исследования архитектуры древнего Киева, равно как и всей древнерусской архитектуры имеют две особенности. Во-первых, ни один памятник древнерусской архитектуры не дошел до нашего времени в первоначальном виде. О древних формах зданий можно судить лишь после кропотливого, иногда многолетнего изучения. Во-вторых, даже в перестроенном виде до наших дней дошла лишь незначительная часть известных науке каменных построек. Об остальных можно судить только по результатам археологических раскопок (планы зданий и некоторые особенности их строительной техники). Об облике сооружений в целом раскопки дают мало сведений.

Исследования архитектуры древнего Киева ведутся почти полтора столетия. Первые серьезные попытки выяснить первоначальный облик Софийского собора были предприняты Ф. Солнцевым в 40-х годах прошлого столетия. Много лет исследовал архитектуру древнего Киева во второй половине XIX в. П. Лашкарев. В ту пору еще не было попыток разобраться в эволюции древнерусского зодчества, и в стилистическом отношении древнерусские постройки относили к «великокняжескому» периоду. Первые научные архитектурно-археологические исследования были проведены в начале XX в. Д. Милеевым и П. Покрышкиным. Они дали важные данные о времени строительства ряда древнерусских зданий. В 1920 гг. И. Моргилевским были определены основные особенности древнерусской архитектуры Киева и установлены два этапа ее развития — период расцвета Киевской Руси (конец X — начало XII вв.) и период феодальной раздробленности (вторая четверть XII в. — 1240 г.).

Дальнейшее изучение дало возможность еще точнее дифференцировать границы стилистических этапов. Четко были прослежены черты архитектуры времен Владимира и Ярослава Мудрого, установлены границы второго стилистического этапа — времени Ярославичей и Владимира Мономаха и третьего — периода феодальных раздоров XII в. Исследования П. Барановского позволили установить черты четвертого стилистического этапа древнерусской архитектуры конца XII — начала XIII вв., времени «Слова о полку Игореве».

Первые каменные постройки древнего Киева времени Владимира Святославовича до наших дней не дошли. Их остатки были обнаружены в разное время археологами, в ряде случаев определены типологические и конструктивные особенности, но данных для того, чтобы судить о формах построек, недостаточно, и их реконструкции являются гипотетическими. хотя ряд обоснованных предположений о стиле первых древнерусских каменных зданий все же можно высказать.

В летописи 945 г. упоминается о первой каменной постройке Киева: «над горою двор теремный, бе бо ту терем камень». Исследователи считают, что остатками этого терема являются бутовые кладки, развалы камней и плинфы, обнаруженные в 1907—1908 гг. О типе и о конструкциях этого здания пока судить трудно. Значительно больше можно высказать предположений о дворцовых постройках к западу, югу и востоку от Десятинной церкви. Особенности строительной техники, без сомнения, дают возможность отнести их ко времени Владимира Святославовича, а их расположение свидетельствует о том, что они составляли части единого с Десятинной церковью ансамбля парадного центра столицы Киевской Руси. Судьба этих зданий не очень ясна. Уже в XII в. правительственный центр города — Большой Ярославов двор находился в восточной части «города Владимира», а каменные дворцы, выстроенные византийскими мастерами князя Владимира, приходили в запустение. Русские феодалы не любили жить в каменных постройках.

Значительно больше, хотя далеко не полно и однозначно, мы можем судить о формах Десятинной церкви, которую в 990 г. начал строить Владимир, послав привести «мастеры от грек». Раскопки фундаментов этой церкви, погибшей в 1240 г., производились неоднократно. План здания оказался весьма сложным, а в западной части малопонятным, в силу чего было выполнено несколько реконструкций здания и высказаны различные, порой противоречивые мнения по поводу его структуры. Так, И. Холостенко сближал ее с базиликальной, а Г. Логвин — со структурой киевского Софийского собора. Наиболее прав был М. Каргер, видевший в основе церкви характерный для средневизантийской архитектуры шестистолпный крестовокупольный храм, окруженный галереями.

В отличие от эпохи Владимира архитектура времени Ярослава Мудрого изучена достаточно полно. Сооружением, открывшим новую блестящую страницу древнерусской архитектуры, был киевский Софийский собор, возведенный в 1037— 1044 гг. и хорошо сохранивший под достройками свои первоначальные формы подробно исследованный учеными. В образе Софийского собора была воплощена тема объединения Руси, победы над извечным врагом. Сама идея требовала новаторского решения архитектуры здания По вопросу о генезисе форм Софийского собора высказывались различные мнения. Одни ученые ставили в первооснову образа Софии обращение к традициям деревянного зодчества, другие отрицали это, некоторые исследователи отмечали близость к романской архитектуре, но все сходились на мысли, что аналогии киевскому собору в мировой архитектуре пет.

Особенности собора, его тринадцатиглавое завершение, пирамидальная композиция, сочетание крестовокупольной системы с пятинефным типом здания, светлые «полати», крещатые столбы, создающие анфиладу пространственных ячеек, сочетание в интерьере мозаик и фресок, полихромия фасада — все это лишь отдельные черты исключительно цельного и совершенного новаторского архитектурного про изведения. Такие здания возникают на узловых этапах историко-архитектурного процесса и оказывают в дальнейшем решающее влияние на развитие архитектуры.

Софийский собор представлял собой главное здание ансамбля центра «Города Ярослава». Собор стоял на пересечении двух главных магистралей города. Он, как и другие постройки ансамбля, поставлен под углом к осям магистрали, чем подчеркивался объемно-пространственный характер композиции.

С 70-х годов XI в. в архитектуре Киева происходит стилистический поворот. Обычно связывают его со строительством в 1073—1078 гг. Успенского собора Печерского монастыря. Это был крестово-купольный храм шестистолпного типа с четко выраженной осевой композицией. Формы сооружения величественны и суровы. С усилением черт церковности в архитектуре и росписях собора значительно больше, чем в предыдущий период, проступает византийский канон. В ряде построек Киева второй половины XI — начала XII вв. еще заметны черты архитектуры предшествующего периода, но уже в Михайловском Златоверхом соборе (1108 — 1113) мы видим почти точное повторение форм Успенского собора, надолго установившего свое влияние на древнерусскую церковную архитектуру.

Новый стилистический этап в архитектуре древнего Киева наступает в конце 20-х годов XII в. В это время традиционная византийская кладка сменяется кладкой из кирпича-плинфы, большей высоты, чем раньше, использованием извести более грубого помола. Широко применяются наравне с Коробовыми и купольными крестовые своды. Типы зданий остаются традиционными, но композиция становится более статичной, окна уже, фасады членятся пилястрами с массивными полуколоннами, завершения стен и барабанов украшаются поясами аркатуры и орнамента, типичными для романского зодчества. Несколько утрачивается живописность интерьеров.

Первым зданием нового стиля, очевидно, был собор Федоровского монастыря.
заложенный в 1129 г. князем Мстислав Владимировичем. Есть основание думать, что в это время затухают традиционные архитектурные связи с Византией появляются связи с романским зодчеством К новому стилю относились сравнителен: скромный по своим размерам храм Богородицы Пирогощи на Подоле (1131— 1136 гг.) и большой собор Кирилловского монастыря (середина XII в.). Последним по времени зданием этого стиля в Киев: была небольшая Васильевская церковь построенная в 1184 г.

В древнерусской архитектуре Киева. Чернигова, Смоленска и других городов

XII    в. отразились черты феодальной эпохи, что и сказалось на близости этого стилистического направления к романскому зодчеству.

Последний стилистический период зодчества древнего Киева — это время «Слова о полку Игореве», время расцвета древнерусской феодальной культуры, время бурного ремесленного производства, роста городов и выхода на историческую арену городского сословия. В Киеве это совпало с периодом, когда киевское боярство пригласило на княжение Святослава Всеволодовича черниговского и Рюрик Ростиславовича смоленского. При дворах этих князей собирались поэты, художники, архитекторы. По заказу Рюрика архитектор Петр Милонег построил в 1199— 1200 гг. грандиозную подпорную стену под собором Выдубецкого монастыря, п. возможно, он же в 1197 г. строит в резиденции Рюрика Белгороде церковь Апостолов.

Композиция зданий становится центрической, нарастание объемов кверху придает ей динамический характер. Пластика усложняется за счет пониженных тамбуров, ступенчатых сводов и четверика пол барабаном. Пилястры на фасадах украшаются профилями, подчеркивающими вертикальность здания. Стены декорируются орнаментами из кирпича. Наблюдается своеобразное обращение к традициям периода расцвета Киевской Руси.

Если архитектура предшествующего периода вызывала определенные ассоциации с романским зодчеством, то новый стиль по ряду признаков позволяет привести аналогии с развивающейся в это время готической архитектурой, а также архитектурами Балкан, Кавказа и Византии конца XII — начала XIII вв. Выявление нового стиля в памятниках ряда городов дает все основания считать это стилистическое направление общерусским.

В 1975—1976 гг. в центре киевского детинца были обнаружены сохранившиеся нижние части большой ротонды, возведение которой можно отнести к XII—XIII вв. Ее зал с круглым кирпичным столбом посередине имел диаметр 17 м Назначение здания не установлено, но отсутствие погребений, обломков церковной утвари, а также вход с северо-восточной стороны дали основания исследователям считать это сооружение гражданской постройкой.

Монголо-татарское нашествие прервало каменное строительство в Киеве, но его традиции, особенно последнего периода, сыграли важную роль в формировании черт русской, украинской и белорусской архитектуры и нашли в стилях последующих веков яркое выражение в белокаменных постройках ранней Москвы, в храмах-памятниках русской архитектуры XVI в

Наверх