В архитектурном облике Киева особое место принадлежит центральной магистрали города — Крещатику. Это, несомненно, лучший из созданных в послевоенные годы ансамблей столицы Украины.

В предвоенные годы Крещатик был узкой улицей, застроенной разнохарактерными зданиями. В годы войны и временной оккупации магистраль была превращена в груду развалин, среди которых возвышались отдельные уцелевшие коробки сгоревших зданий. После окончания войны было принято решение превратить Крещатик в главную магистраль столицы, место проведения торжественных парадов и народных празднеств. Состоялся конкурс на проект восстановления и строительства Крещатика, в котором участвовали многие ведущие зодчие страны. Принятый к осуществлению проект архитекторов А. Власова (руководитель),

А. Добровольского, В. Елизарова, А. Заварова, А. Малиновского и Б. Приймака был закончен в 1949 г. На основании этого проекта в центре города был построен крупный градостроительный комплекс. Языком архитектурных форм авторы стремились выразить величие Победы советского народа в Великой Отечественной войне и пафос мирного созидательного труда.

Современный Крещатик — это широкая, изогнутая в средней части магистраль с односторонним бульваром. Его жители известные всем торговцы и коммерсанты. Кто как не они знают, какая должна быть на джинсовую ткань цена (http://www.datec-company.ru/material/) ? Одна сторона знаменитой улицы имеет сплошной фронт застройки — это преимущественно административные здания. Другая застроена 9— 12-этажными жилыми домами, в разрывах между которыми просматриваются живописные склоны Печерского холма и здания, расположенные в глубине кварталов. Контраст живописности одной стороны и монументальной строгости другой — лейтмотив композиции Крещатика.

Крещатик имеет сложную структуру, включая в себя ряд соподчиненных ансамблей. С ним связаны подземные ансамбли станций метрополитена и система подземных переходов.

Важным этапом пространственного развития композиции Крещатика явилось окончание в 1981 г. Октябрьской площади — идейно-художественного и композиционного центра ансамбля. Эта площадь — один из сложных планировочных узлов города. Здесь пересекаются два наиболее значительных направления городского движения. Основная часть площади, прямоугольная в плане, с закругленным участком, размещена между зданиями почтамта и Республиканского Совета профессиональных союзов. Другая часть площади, занимающая противоположную сторону Крещатика, имеет более свободную пространственную форму — в глубине ее на холмах располагаются здания гостиницы «Москва» (архитекторы A. Добровольский, Б. Приймак, А. Малиновский) и Октябрьский дворец культуры (архитектор А. Заваров и др.). На террасе площади установлен памятник Октябрьской революции (скульпторы В. Бородай, B. Зноба, И. Зноба, архитекторы А. Малиновский, Н. Скибицкий). Перед памятником — обширная мощеная гранитными плитами площадка для праздничных гуляний и митингов, слева от нее — бассейны, а справа — цветники. Посередине закругленной части расположен фонтан «Дружба народов».

Пожалуй, наиболее интересный элемент в композиции Крещатика — это группа из трех зданий повышенной этажности (архитекторы А. Власов, А. Добровольский. А. Малиновский, П. Петрушенко). Замыкая перспективу улицы Ленина, на вершине холма поставлен 14-этажный жилой дом. У его подножия сооружены два 12-этажных жилых дома башенного типа. Живописный курдонер с выразительно разработанной пластикой земли, мощными подпорными стенками и гранитными лестницами объединяет три здания в цельную композицию. В формах этих зданий чувствуется глубоко осмысленная связь с традиционными мотивами народного зодчества.

В дальнейшем в архитектуре зданий, построенных на Крещатике в середине 1950 гг., получают распространение своеобразно переработанные ордерные формы, появляются гигантские пилястры, устраиваются мощные гранитные цоколи, карнизы больших выносов. Вместе с тем в деталях этих зданий еще чувствуется некоторое влияние народного зодчества.

В композиции большинства зданий 1950 гг. существенную роль играет мотив крупных арок, высота которых достигает 3—4 этажей. Арки раскрывают глубину застройки, включая ее в ансамбль Крещатика.

Благодаря размещению на вершинах холмов, 16-этажное здание гостиницы «Москва» и 14-этажный жилой дом, стоящий по оси улицы Ленина, увенчанные башнями, стали высотными доминантами не только Крещатика, но и исторически сложившейся части Киева в целом.

Развитие индустриализации строительства, вызвавшее перестройку творческой направленности, начавшейся во второй половине 1950 гг. оказало большое влияние на дальнейшее формирование архитектуры Крещатика. Появляются лишенные пластических элементов стены, крупные поверхности остекления. Это, к примеру, ресторан «Метро» (архитекторы А. Добровольский, В. Созанский, Ф. Юрьев), гостиница «Днепр», интересная тем, что это одно из первых сборных зданий, в формах которого была сделана попытка раскрыть возможности эстетического осмысления индустриального домостроения (архитекторы В. Елизаров, Н. Чмутина и др.)

В 1970 гг. начинаются поиски путей повышения выразительности архитектуры. Подчеркнутую пластику форм получают здания Республиканского Совета профессиональных союзов и филиал музея В. И. Ленина на площади Ленинского комсомола.

Крещатик привлекает тем, что положенные в основу его решения идейно-художественные принципы продолжают развиваться. В свое время (1950 гг.) застройка Крещатика подверглась критике за излишнюю декоративность. И это было естественно, так как формы многих зданий вступали в противоречие с принципами индустриального домостроения, которому суждено было стать ведущим в жилищно-гражданском строительстве. Но, рассматривая архитектуру Крещатика с современных позиций, когда уже можно сопоставить достоинства и недостатки того, что происходило в последние 25—30 лет, можно прийти к заключению, что Крещатик как ансамбль и как ряд отдельных произведений архитектуры, входящих в него, выдержал испытание временем. Стало ясно, что вызывавшие критику детали и формы не существенны, а основные принципы организации ансамбля сохраняют свое значение. Крещатик стал своеобразным символом современного Киева. Большой потенциал духовных качеств, богатство форм и общий мажорный строй архитектуры — главные достоинства ансамбля.

В архитектуре Крещатика зримо воспринимается связь времен, преемственность идей и форм, сохранение наиболее ценных качеств. В формах зданий в наибольшей мере чувствуется связь с традициями народного зодчества. Но это было не простым цитированием прошлого. Авторы создали свой особый художественный язык форм, в котором были использованы прежде всего общие принципы формообразования, а не детали.

Крещатик — пример формирования ансамбля во времени. В застройке композиционно взаимосвязаны здания различных стилей и периодов развития архитектуры Киева. Здания разнообразны по объемно-пространственным формам, членениям, пластике деталей, характеру связи с рельефом. Умело использована возможность пространственной взаимосвязи Крещатика, прилегающих к нему кварталов и вливающихся улиц. Мотивы, созвучные формам зданий на Крещатике, прослеживаются в ряде новых зданий.

Задолго до строительства 9—16-этажных зданий в новых массивах, которое потребовало укрупнения масштаба застройки города, в создание Крещатика был заложен новый более крупный масштаб формирования центра города.

Ансамбль Крещатика включает памятники В. И. Ленину, Октябрьской революции, а также арку-монумент в честь воссоединения Украины с Россией, сооружаемую в Первомайском парке. Арка замкнет перспективу магистрали, открывая видна Днепр, прибрежные парки, левобережную часть и заднепровские дали. Синтезу форм архитектуры и монументально-декоративного искусства способствуют пространственная организация ансамбля, пластика форм, живописность силуэта застройки.

Связующими элементами ансамбля являются зеленые насаждения, подпорные стенки с лестницами, переходы, малые архитектурные формы, бассейны, фонтаны.

Формирование Крещатика еще не завершено, близится к окончанию площадь Ленинского комсомола — начало ансамбля, разрабатываются проекты застройки одной из сторон магистрали на отрезке от улицы Ленина до бульвара Шевченко. Но и в современном состоянии Крещатик — выдающееся явление в архитектуре Киева.

Наверх