Десятки тысяч полносборных домов, отличающихся удобной планировкой, технической оснащенностью, сведенные в тысячи новых микрорайонов, строятся ежегодно в нашей стране. Однако в предшествующие годы стремительное развитие индустриального домостроения стало одной из причин образования в архитектуре массового жилища определенной диспропорции между уровнем развития инженерно-технических и художественных средств.

В последние годы сделано немало для уменьшения этой диспропорции: дома одной серии стали заметно различаться по протяженности и этажности, улучшилась пластика фасадов за счет введения лоджий, эркеров и ризалитов. Блок-секционный метод проектирования и строительства позволил успешнее решать градостроительные задачи.

Тем не менее, облик массовой застройки все еще нередко страдает однообразием и безликостью. Это связано с недостаточным зачастую пониманием архитекторами того положения, что в формировании яркого, художественно полноценного и в то же время самобытного облика микрорайона, крупного жилого образования или нового города помимо объемно-пространственного построения их застройки активную роль играют те отдельные архитектурные элементы, которые в комплексе составляют внешнюю окружающую человека жилую среду.

К ним можно отнести элементы связи жилища с окружающей средой, входы, ограждения балконов и лоджий, ландшафтную архитектуру, включая озеленение, обводнение, благоустройство и малые архитектурные формы, синтез архитектуры и монументально-декоративного искусства, элементы дизайнерских разработок для города, систему визуальных коммуникаций и связей, архитектурно-декоративный подсвет зданий, вертикалей, водных устройств и озеленения, устройства наглядной агитации.

Обширность такого перечня усугубляет необходимость решать в этой области многие из вопросов совместно с представителями других видов искусств, науки, техники, дизайна, естественно, под общим руководством авторов-архитекторов, проектирующих застройку. Но все эти решения не дадут положительного результата, если архитектор не одухотворит их национальным своеобразием, прогрессивными традициями, использованием элементов самобытности исторически конкретного места, на котором ведется новое строительство.

В республиках Прибалтики, Средней Азии и Закавказья проводятся интересные и часто удачные творческие поиски усиления архитектурной выразительности застройки с использованием средств и возможностей национальной культуры, местных прогрессивных традиций. Но во многих городах Российской Федерации еще допускается некий усредненный архитектурный штамп, порождаемый чаще всего нетворческим пониманием авторами особенностей современной архитектуры машинного производства вообще и роли национального своеобразия облика массовой жилой застройки в частности.

Между тем русская культура дает огромное число примеров великолепного понимания зодчими прошлого самой сущности народной архитектуры — ее неразрывной связи со средой, с характером людей, живущих в ее окружении, с историческим наследием России, с высокой культурой обработки архитектурных деталей, с ландшафтом, климатом, применяемыми строительными материалами. И учитывая этот опыт, современный архитектор при проектировании новых жилых районов всегда может либо сохранить, либо воссоздать природные и архитектурные характеристики застраиваемых территорий, связанные с неповторимым обликом определенного региона Федерации, творчески и органично сочетать их на принципах преемственности с новыми социальными, архитектурными и техническими требованиями.

Попробуем определить возможность проведения некоторых мер, направленных на выявление национального своеобразия в условиях массового жилищного строительства.

По мере своего роста средние и крупные города обычно занимают территории окрестных деревень, как правило, оставляющих новым жилым районам свои названия, сами по себе говорящие с нашими современниками языком истории. Кроме этого, от бывших деревень остаются, как правило, хорошие приусадебные фруктовые сады, к которым строители стали в последнее время относиться весьма бережно. Массивы садов местами прерываются пустыми пространствами, остающимися от снесенных сельских домов, а также бывшими деревенскими улицами и переулками. Это делает их весьма живописными, особенно в контрасте с новой многоэтажной жилой застройкой с ее укрупненными массами и ритмами, свойственными современному градостроительству.

На неофициальном сайте города Вельска с сожалением отмечают, что в дальнейшем за этими садами, по существу ставшими общественными, уже никто не следит, деревья дичают, быстро стареют и погибают, в то время как минимальный уход за ними со стороны служб городского благоустройства и озеленения вернул бы жизнь этим ярким представителям ландшафтных характеристик старых русских городов.

В отличие от средневековых западноевропейских городов с плотно поставленными домами на узких улицах старые русские города были характерны свободной живописной застройкой, сильноразвитыми пространственными связями с высотными ориентирами — колокольнями окрестных церквей, с выразительными картинами русской природы. Такие принципы формирования жилой среды русских городов можно было бы использовать при разработке генеральных планов новых районов массовой жилой застройки.

Однако опыт показывает, что зачастую памятники архитектуры и истории с их высотными ориентирами, обретя свое место в генеральном плане жилой застройки, еще органично не вписываются в его объемнопространственную структуру. Нет, конечно, необходимости стремиться создавать единые ансамбли из колоколен и новых многоэтажных жилых домов. Однако все архитектурные закономерности памятников истории в композиции новой застройки должны тщательно учитываться, как это делается хотя бы при реконструкции исторически сложившихся районов крупных городов. При проектировании жилой среды целесообразно было бы выбирать на территории районов массового строительства видовые точки и площадки, с которых новая застройка зрительно связывалась бы с объектами старой архитектуры или, например, с соседним незастраиваемым полем и гребнем леса на горизонте. При этом, согласно традициям русского зодчества, следовало бы учитывать и обратную связь — возможность просмотра с прилегающих к району застройки улиц наиболее интересных и привлекательных элементов формирования жилой среды — произведений скульптуры и монументальной живописи, подпорных стенок, элементов озеленения, обводнения и т. д.

К сожалению, неудовлетворительно пока обстоит дело во многих случаях с сохранением ландшафтных характеристик в новых районах массовой индустриальной жилой застройки. Живописный рельеф обычно нивелируется в угоду не столько некоторой экономии средств, затрачиваемых на благоустройство, сколько для осуществления более или менее простой, а в результате невыразительной планировки района. По этой же причине ручьи и небольшие речки берутся в трубы на всем протяжении участка строительства, что обычно оправдывают нежеланием осложнять гидрогеологические условия при проведении работ нулевого цикла. В результате типовые жилые дома индустриального производства с их достаточно сухой геометрией объемов планировочно «жестко» размещаются на выровненной территории, активно противореча традициям отечественного градостроительства, требовавшим творческого и бережного отношения к холмам, гребням, низинам, перепадам, ручьям, небольшим прудам. А ведь всем нам хорошо известно, что архитектурное взаимодействие этих элементов ландшафта с застройкой придавало старым русским поселениям столько живописной неповторимости, человечности и лиризма.

Ясно, что сознательно сохраненные исторические и природные элемент, прямо или косвенно указывающие на многовековое развитие жилой среды, придадут застройке больше своеобразия, чем самое совершенное со всех точек зрения строительство сегодняшнего дня, не несущее на себе следов «исторического среза». Но можно встретить много районов массового жилищного строительства, на территории которых не сохранены описанные выше элементы своеобразия. Очевидно, в таких случаях архитекторы должны упорно, кропотливо и вдумчиво искать пути их воссоздания.

Естественно, что ни собственно элементы благоустройства и малых форм, ни тем более объемы жилых и массовых общественных зданий нелогично было бы попросту стилизовать под старую русскую архитектуру. Органичное же и гармоническое сочетание приемов русского градостроительства предшествующих эпох с архитектурой многих элементов жилой среды современной массовой застройки может придать ей необходимое национальное своеобразие. Этого своеобразия желательно добиться при решении всех основных вопросов проектирования среды и не только в генеральном плане застройки, но и в проектах озеленения, благоустройства, обводнения, колористическом решении и т. д. Так, например, внутри микрорайона, как и любого внутриквартального пространства, основные визуальные связи должны устанавливаться с учетом архитектурных традиций, для чего можно подчинить трассы проездов и дорожек искусственному живописному ландшафту, можно даже использовать малейшие его неровности для обеспечения лучшего панорамного восприятия элементов благоустройства и малых архитектурных форм. Следует отметить, что соблюдению традиций русского градостроительства в этом плане может активно содействовать применение таких новых градостроительных единиц современной застройки, как пешеходные бульвары и пешеходные улицы, позволяющие градостроителю получить более широкий маневр в планировочной и пластической организации городских структур.

Однако лишь одними планировочными средствами трудно выразить национальные черты в характере современной застройки. Поэтому при проектировании жилой среды нужно максимально использовать и другие приемы. В отдельных случаях целесообразно программировать впечатление зрителя, а иногда и добиваться эффекта неожиданности — очень сильного традиционно русского художественно-эмоционального средства. Этого можно достичь путем устройства направляющих угол зрения козырьков, кулис или проемов в декоративных стенках, фокусировать через сквозной рельеф скульптурной композиции в рамках зрительных кадров наиболее интересные точки застройки, размещать выразительные по своему виду элементы благоустройства и малых архитектурных форм в центре створа с расчетом их просмотра из быстродвижущегося по магистрали автомобиля и т. д.

Здесь надо подчеркнуть, что русские зодчие удивительно четко видели отличие архитектуры от других видов искусств не только в ее скульптурной трехмерности, но, самое главное, в возможности восприятия содержания ее произведений в пространстве, в пространстве свободном, привольном, позволяющем меняться чередующимся, последовательным и так непохожим одно на другое впечатлениям, запрограммированным различными точками обзора объекта застройки. У зрителя, таким образом, формировался сплав эстетических и функциональных впечатлений, определяющих в конечном итоге само понятие русской архитектуры.

Проектировщики, разрабатывая генеральные схемы местного (включая транзитное) транспортного и пешеходного движения во внутриквартальном пространстве, обычно учитывают видовые связи. На основе таких схем размещаются функциональные площадки. И здесь снова можно вспомнить принципы формирования жилой среды в прошлом. Альтернативой монотонности русские мастера считали чередование разновеликих зеленых масс и застроенных участков между ними. В современной массовой жилой застройке, формируемой однотипными домами, расставленными по требованиям инсоляции с почти равными интервалами, эту национальную архитектурную традицию может подхватить система озеленения и благоустройства, в построении которой, очевидно, не должно быть бьющей в глаза равномерности, регулярности, симметрии. Чередование застроенных функциональных участков и живописных зеленых массивов могут, хотя бы частично, возродить традиционные приемы построения и восприятия окружающей человека жилой среды.

Наряду с малыми архитектурными формами массового изготовления при обустройстве жилой среды могли бы использоваться индивидуально разработанные сооружения и элементы, в архитектурно-художественном облике которых может быть отражен национальный колорит, предприняты попытки их органического сочетания с традициями исторической архитектурно-пространственной системы. К этой группе можно отнести подпорные стены, иногда с контрфорсами, детские игровые комплексы в виде древних русских крепостей, которые своими мягкими, пластичными формами будут хорошо контрастировать с жестким ритмом массовой застройки. Такие архитектурные объемы, в которых учитываются, но не копируются их предшественники, должны создавать слитные ансамбли малых форм, связанных единством архитектурно-художественной идеи.

Для наибольшего выявления характера архитектуры жилой среды при проектировании объектов благоустройства можно, очевидно, смело применять традиционные для того или иного региона РСФСР строительные и отделочные материалы: деревянные срубы, красный кирпич, естественный камень, в том числе белый известняк (для стен некоторых из малых форм), булыжник, брусчатку, плитняк и деревянную торцовку (для мощения и устройства лестниц на сложном рельефе), бутовый или рваный камень (для кладки подпорных стен), тес и «лемех» (для кровель) и т. д.

Осуществляя свойственную отечественной архитектуре взаимосвязь структуры ансамбля, благоустройства и природы, озеленение участков массовой жилой застройки следовало бы трактовать не как обычное проявление садово-паркового искусства, а как бы решение с помощью «зеленой архитектуры» задачи воссоздания окружающего природного пейзажа и его ландшафтных характеристик. Это, кстати, будет помогать делу сохранения окружающей среды.

Для усиления впечатления объемно-пространственной структуры ландшафта можно использовать вертикальное озеленение как в элементах малых форм, так и на некоторых дворовых и торцовых фасадах с переходом местами на главные фасады, выходящие на магистрали или открытые водные пространства. Этот прием позволит органично объединить озеленение жилой застройки с окружающей природой, а также несколько смягчить некоторый аскетизм фасадов типовых домов.

При формировании жилой среды в условиях массового строительства желательно архитектурно полноценно использовать функциональное и декоративное обводнение. Сохраненные существующие пруды, небольшие речки, ручьи, а также вновь созданные системы с водой своим отражением, рябью, движением, брызгами, звуком и изменчивым цветом всегда будут дарить людям большой эмоциональный заряд.

Ряд исторических и климатических факторов обусловил особое значение в архитектуре России цвета, который в сочетании с активной пластикой стен был испытанным приемом декора в зодчестве прошлого. В связи с этим при формировании жилой среды, при проработке отдельных ее элементов архитектор должен стремиться активно вводить колористику с учетом как летнего, так и зимнего пейзажа, а также гармонии предлагаемой в проекте благоустройства цветовой гаммы с окружающей монохромной или активно многоцветной жилой застройкой, с цветом соседствующих жилых районов, а также с исторически сложившимся «цветовым климатом» данного города.

Итак, национальное своеобразие может быть выявлено посредством творческого осмысления ряда возможностей, возникающих при проектировании жилой среды.

В результате может быть получен необходимый комплекс самобытности, без которого, очевидно, нельзя добиться запоминающегося художественного облика жилой застройки и ее неповторимого колорита. Вопрос освоения творческого наследия русской архитектуры — это прежде всего вопрос перестройки профессионального сознания архитектора, занимающегося массовым жилищным строительством, его убежденность в том, что подлинная архитектура должна всегда отражать традиции национальной культуры.

Комментарии  
Спасибо! Исправил.
Это Никольский ,64. Оно и сейчас живое.
Здание с шиферным покрытием крыши- есть тот пример , когда смотровые окна исчезали с крыш
городов и поселков. Неухоженные печные трубы и стыковые щели в щиферном покрытии- были
причиной многих домовых бед.

Наверх