Необходимость бережного отношения к памятникам культуры и архитектуры — задача важная и актуальная. Но решаться в зависимости от конкретных условий она может разными путями. В одних случаях бывает целесообразно содержать памятники в качестве музеев, а в других — эффективно использовать их для других современных нужд, Небезынтересный опыт в этом отношении имеется на Украине, о котором и хотелось бы рассказать на страницах журнала. В частности, можно осветить то, как приспосабливаются памятники архитектуры для расширения сети туристских учреждений.

Потенциальные возможности такого использования позволяют не только сохранять физически и морально историко-архитектурное наследие, но и способствуют культурному развитию общества, удовлетворению все белее возрастающих потребностей трудящихся в отдыхе.

На территории Украины находится свыше 1500 памятников архитектуры, которые охраняются государством. Многочисленные замковые, дворцовые и монастырские комплексы с учетом их расположения, объемно-планировочных решений, технического состояния зачастую отвечают условиям организации в них учреждений отдыха и туризма.

В практике использования памятников архитектуры республики под учреждения отдыха и туризма встречаются объекты, непосредственно приспособленные для целей туризма, а также историко-архитектурные комплексы, возле которых построены турбазы или гостиницы. Кроме того, в настоящее время ведется проектирование туристских центров на основе памятников истории и культуры Львова, Каменец-Подольска и Чернигова. Примеров тому можно привести немало.

Для туристских целей приспосабливается такой историко-архитектурный комплекс, как замок и монастырь капуцинов в г. Олеско. Это обусловлено ценностью имеющихся здесь памятников архитектуры, их расположением и наличием в окружающей среде многочисленных памятников истории и культуры. Архитектурно-планировочным решением турбазы, занимающей монастырь, намечено воссоздать и сохранить планировку памятника, использовать помещения для новых функциональных задач. В цокольном этаже располагаются блок питания, административно-приемные и хозяйственные помещения. На первом этаже находятся помещения для культурно-массовых мероприятий и спальные комнаты, в основном трех- и четырехместные. Второй этаж занимают спальни, а также административно-обслуживающие     помещения. Спальни, как и на первом этаже, расположены по периметру внутреннего дворика. Третий этаж занят комнатой отдыха туристов.

В здании бывшего костела запроектирован универсальный зрительный зал на 186 мест.

Вместимость турбазы — 207 человек, характер ее эксплуатации — круглогодичный.

Приспособление замка под музей преследовало две цели — воссоздание объемно-планировочной композиции, которая была свойственна комплексу в XVII в., и органическое включение в его интерьеры образцов живописи, скульптуры и декоративного искусства Украины XVII—XVIII вв. Реставрация замка и окружающей территории с восстановлением декора и убранства интерьеров, богатая экспозиция музея отвечают условиям сохранения и популяризации историко-архитектурного наследия нашей страны.

В основу использования скита в селе Манява под турбазу положен принцип полной реставрации памятника архитектуры, здания и стены которого имели значительные повреждения. Кельи и трапезная с небольшими перепланировками, без нарушения историко-архитектурного облика сооружений, приспособлены под спальни и блок питания. Спальни спроектированы двух-, четырех- и шестиместными. Одним из достоинств турбазы является ее органическая взаимосвязь с окружающим живописным ландшафтом Прикарпатья.

Вместимость базы — 220 человек, функционирует круглогодично.

Под базу отдыха Союза архитекторов Украины приспосабливается замок XV в. в селе Свирже. Это особый пример реставрации памятников, когда комплекс сохраняет все свои особенности, своеобразие и используется для современных целей. При максимальном воссоздании историко-архитектурного облика как замка, так и окружающих его памятников и ландшафта предусмотрено в интерьерах применить соответственно стилизованную мебель, тематическое декоративное оформление. Поставлена задача обеспечить необходимый уровень комфорта и уюта отдыхающим. Размещение спален и зала заседаний на уровне верхнего дворика, групп обслуживающих, хозяйственных помещений и блока питания — на уровне нижнего дворика, а музейной экспозиции — в костеле позволило четко выделить и хорошо взаимоувязать функциональные зоны этого учреждения отдыха.

Разработаны проекты приспособления под туристские гостиницы Троице-Ильинского монастыря в Чернигове и келий собора Юра во Львове. Выбор объектов предопределен историко-архитектурной ценностью комплексов и наличием в окружающей среде многочисленных памятников истории и архитектуры. В Троице-Ильинском монастыре корпус келий и архиерейский дом используются под спальни с одно- и двухместными номерами. В соборе размещается музей. Другой музей — книгопечатания — находится в бывшей типографии. В кельях собора Юра спальни предусмотрены основном двухместные. Реставрация и приспособление сооружения позволяют полностью сохранить барочный характер памятника архитектуры.

Качественно важным показателем названных гостиниц, организуемых на основе памятников архитектуры, является удачное использование особенностей окружающего ландшафта. Генпланом туристской гостиницы в Чернигове, например, предусмотрена зона отдыха на берегу Десны, расположенная по соседству с монастырским комплексом. Территория гостиницы в соборе Юра находится на возвышенности. С видовых площадок, которые намечены возле гостиницы, откроются живописные панорамы на старинный Львов.

Во Львове на улице Франко размещена турбаза в здании бывшего монастыря. Небольшой по площади ее участок находится среди плотной жилой застройки на одной из интенсивных магистралей города. Спальные комнаты в монастыре запроектированы пяти-, шести- и восьмиместными. Основной корпус будет обслуживать одновременно 100 туристов. Летний павильон, который расположен в саду, рассчитан на 60 человек. Однако наличие многоместных спален, отсутствие зоны культурно-массовых мероприятий, шум улиц отрицательно сказываются на организации полноценного и здорового отдыха туристов.

У села Крещатик в монастыре — памятнике архитектуры XVII—XVIII вв. — размещена турбаза «Буковина». Функциональные группы помещений расположены в пяти зданиях. Определенные неудобства в сообщении между отдельными корпусами создает павильонная система турбазы, находящейся на сложном рельефе. Перепланированные кельи используются под спальни, в основном четырехместные. Трапезная приспособлена под блок питания. Но совершенно не оправданно то, что склад продуктовых товаров размещен в деревянной церкви — памятнике архитектуры XVI в. Нелогично также использование другого памятника архитектуры — церкви XVII в. под склад туристского инвентаря.

Важно упомянуть строительство некоторых турбаз по соседству с историко-архитектурными комплексами. Например, у села Невицкого на берегу реки, возле развалин замка XIV в. расположена международная турбаза «Верховина». На башнях замка устроены видовые площадки, с которых открываются живописные панорамы Карпат.

На полную реставрацию памятника архитектуры рассчитано приспособление под туристский комплекс Хотынской крепости— уникального образца фортификационного искусства XV в. В собственно крепости разместятся музей и административно-обслуживающие помещения. Спальный корпус на 400 мест с блоком питания возводится невдалеке от крепости, что позволит сохранить исторически сформировавшийся облик памятника архитектуры.

В Каменец-Подольске по соседству со старым городом — местом расположения многочисленных памятников архитектуры построена туристская гостиница. Городские укрепления XV—XVI вв. и крепость XIV— XVI вв. реставрируются и приспосабливаются исключительно для туристских целей.

Из всего сказанного выше видно, что наши проектировщики уделяют значительное внимание сохранению и целесообразному использованию историко-архитектурного наследия. Однако порой назначение памятников архитектуры под туристские учреждения носит случайный характер, реставрация и приспособление осуществляются с неоправданной реконструкцией. Это во многом объясняется тем, что отсутствует единый научно обоснованный классификационный список памятников архитектуры Украинской ССР, составленный согласно признакам возможного использования объектов. Проекты приспособления памятников разрабатываются различными проектными организациями без должной координации и взаимосвязи с реставраторами. Выходу из данного положения может помочь централизация комплексных проектно-реставрационных подразделений в Киеве, Львове, Чернигове, Крыму, способных одновременно вести проектирование и реставрацию памятников.

Следует отметить, что в проектах использования памятников в современных условиях не всегда соблюдается принцип приспособления новой функции, технологии к памятнику. Назрела необходимость разработки дополнительных нормативов по проектированию туристских и других современных учреждений, располагаемых в памятниках архитектуры.

Пока использованию памятников архитектуры для целей туризма в перспективном плане развития сети туристских учреждений республики отведено очень незначительное место. Советы по туризму в вопросах организации баз отдыха и туризма, размещаемых в комплексах, относящихся к памятникам архитектуры, к сожалению, нередко занимают потребительскую позицию. Нежелание использовать памятники под туристские учреждения они объясняют не всегда обоснованным аргументом — экономической нецелесообразностью приспособления старинных зданий и сооружений. Безусловно, вопросы экономики в этой области еще недостаточно изучены и требуют более пристального внимания со стороны широкого круга специалистов, принимающих участие в реставрации и приспособлении памятников.

Органической частью функционирования учреждений туризма являются походы по местам расположения памятников материальной культуры. К сожалению, такие походы в республике недостаточно широко практикуются. Примечательна в этом отношении территория Прикарпатья, где находится более половины памятников архитектуры Украины. Многочисленные памятники истории, археологии и архитектуры в сочетании с живописными ландшафтами региона, огромные достижения трудящихся в выполнении народнохозяйственных планов создают здесь широкие возможности для организации походов и экскурсий по примеру того, как это практикуется на «Золотом кольце», проходящем вокруг Москвы.

Создание материальной базы туризма с использованием памятников архитектуры необходимо проводить с учетом критического анализа соответствующего отечественного и зарубежного опыта. Успешное решение затронутых выше проблем, несомненно, зависит от слаженной совместной работы научных сотрудников, проектировщиков, реставраторов и туристских организаций.

Надо полагать, что аналогичные проблемы возникают и при решении вопроса использования архитектурных памятников не только для целей туризма, но и по иным назначениям.

Наверх