Интерес к старинной русской музыке и театру не только не затухает, но растет и заостряется, охватывая все более широкие круги зрителей. Выявляется стремление актеров и зрителей найти для таких спектаклей интерьеры, где могла бы быть воссоздана атмосфера, в которой эти спектакли родились. Учебные процессы организуются, учитывая новые веяния.

Концерты старинной музыки идут в Москве в соборе Андроникова монастыря, в Знаменском соборе Зарядья, в театрах Архангельского и Останкина, в Дворце-музее Пушкино, в ленинградском Эрмитажном театре. Но слишком большая нагрузка постепенно разрушила бы эти бесценные памятники архитектуры, поэтому концерты проводятся редко и для небольшой аудитории. Достоинства всех таких помещений исчерпываются малой вместимостью и интимностью обстановки.

Поэтому хотелось бы найти более полноценное решение проблемы, создать для показа достижений русской драматургии XVIII в. новый театр, где восприятие театрального искусства той эпохи сливалось бы восприятием и архитектуры XVIII в. Вместе с необходимо, чтобы этот театр допускал регулярную эксплуатацию.

Русский театр XVIII в. оказал большое влияние на развитие театрального искусства и театральной архитектуры в нашей стране. Тогда в России существовали театры публичные, общественные, придворные, любительские, народные. Но более всего было крепостных театров — усадебных и городских. Известны 173 крепостных театра, разбросанных по 24 губерниям; примерно треть крепостных театров находилась в усадьбах, две трети — в городах. Многие из таких театров ставили свои доморощенные спектакли в приспособленных помещениях: в зале помещичьего дома, в пристройке к нему, в манеже, где настилался помост и строились временные ложи.

Усадебных театров, которые имели специально построенные помещения, зал и сцену, устраивали регулярные спектакли с определенной актерской труппой и репертуаром, имели своего зрителя и свой стиль, было не так-то много. Среди них блистал театр Шереметьевых в Кускове. Слава этого театра, высокая художественная культура, регулярно два раза в неделю дававшиеся спектакли привлекали не только гостей Шереметьева, но и публику из Москвы.

Архитектор де Вальи «начертал план» Кусковского театра, претворение его в жизнь было делом Гонзаго и крепостных художников и мастеров во главе с крепостным архитектором Мироновым, который творчески переработал проект де Вальи. Театр был отстроен к 1792 г. по чертежам, подписанным Мироновым, но до нас не сохранился.

Зрительный зал вмещал 200 человек. Сцена была оборудована для сложных пьес, имела трюм и машинное отделение. Зрители размещались в десяти рядах амфитеатра и двух ярусах балконов, боковые ложи над оркестром, авансцена и главная ложа были украшены колоннами. Голубые стены зала, белые атласные драпировки на балконах, золоченые колонны и балясины баллюстрады, обитые красным сукном скамьи для зрителей, голубом шелковый занавес — все это делало театральный зал нарядным.

В Кусковском парке между итальянским домиком и давно разрушенным бельведером находился «Воздушный театр». Ступени-лавки из дерна образовывали амфитеатр с центральным проходом. Оркестр ниже уровня первого ряда. Сцена — с шестью кулисами из зеленых боскетов, с передвижными декорациями. Для лучшей слышимости зал и сцена были окружены густой зеленью, не дававшей рассеиваться звуку.

Сохранившиеся материалы, чертежи и свидетельства современников позволяют выстроить вновь и Новый театр, и Воздушный театр.

Все это приводит к мысли о целесообразности воссоздания этих театров в Кускове. Тогда спектакли старинного русского театра смогут идти в обстановке, повторяющей ту, в которой они шли когда-то, для которой были созданы. Их небольшая вместимость — как раз та, к которой стремятся современные постановщики старинных спектаклей. Театр может войти в состав Музея крепостного искусства в Кускове Он расширит и обогатит экспозицию музея и вместе с тем позволит познакомить современного зрителя с искусством русского театра XVIII в. Не случайно мысль о воссоздании театра в Кускове содержалась в одном из конкурсных проектов на перспективный театр.

Недавно состоялось открытие сцены Эрмитажного театра в Ленинграде Академический театр драмы имени А. С. Пушкина показал в нем премьеру. Любители искусства проявили большой интерес к такому событию. Это говорит о том, что целесообразно было бы воссоздать хотя бы некоторые наиболее выдающиеся и интересные театры XVIII в.

Наверх