Интерес к вопросам охраны художественного наследия прошлого, роли памятников архитектуры в современной жизни, их реставрации сегодня значительно возрос и занимает умы многих. Поэтому можно считать своевременным издание книги специалистов международных организаций по вопросам охраны наследия и реставрации архитектурных сооружений, в которой с глубоко научных позиций и в то же время популярным, весьма доходчивым языком сжато и лаконично изложена сущность многих важных проблем от оценки  роли наследия в длительной истории зодчества до конкретных методов и приемов обмерного дела, от научной трактовки сложных вопросов воссоздания и реставрации зданий до принципов подготовки кадров этой сложной отрасли современной архитектуры. Характерная для книги полнота охвата проблем во многом объясняется составом авторского коллектива этой книги. В числе авторов — видные деятели науки и практики, организаторы и ведущие руководители международной организации ИКОМОС. Римского центра реставрации и других комитетов и обществ. Это Пьеро Гоццола — известный ученый и специалист по охране исторического наследия Италии, первый президент ИКОМОС; Эрнест А. Кониепи, руководители отдела охраны памятников Службы национальных парков США; генеральный секретарь ИКОМОС Пчеро Санпаолези крупный специалист по реставрации памятников архитектуры и организации музейного дела во Флоренции и другие деятели науки и практики.

Книга, переведенная Н. Суходревым и Ж. Розенбаумом, несмотря на специфичность проблем, научную сложность и глубину текста, своеобразие языка авторов. Сохранила в русском издании всю полноту мысли и достоверность анализа, изложенных в ней.

Отличительной чертой изданного труда является сравнительно новая постановка многих важных проблем консервации и реставрации памятников архитектуры и исторических зданий. В книге рассматривается вопрос о правомерности восстановления разрушенных памятников, воссоздание утраченных сооружений в тех исключительных случаях, когда причиной этого разрушения оказываются стихийные силы природы или последствия войны.

Интересна проблема, поднятая я книге об эстетическом отношении к наследию, уцелевшим фрагментам в городе, отдельным зданиям пои выборе их новой функции или при выявлении современными средствами роли в застройке города, художественных качеств и степени выразительности, а также о необходимости переосмыслить историю архитектуры, вскрыть в ней непрерывные линии развития, материализующиеся в архитектурном облике города.

Значительная часть книги посвящена конкретным вопросам реставрационной практики: укреплению конструкций (кривошипные прессы здесь (http://www.stanki-snab.ru/single-point-presses/) использутся чаще всего), специфике применения строительных материалов при реставрации, принятию ряда профилактических мер для предупреждения разрушения зданий. Затронуты также многочисленные позиции, касающиеся реставрации художественных произведений, связанных с архитектурой: настенных росписей, мозаик, виражей, скульптурных деталей. Советской школой реставрации пп этим вопросам накоплен значительный опыт, поэтому тем более нашим специалистам интересно сравнение с постановкой и разрешением этих проблем в зарубежной практике.

Книга "Консервация и реставрация памятников и исторических зданий" заслуживает переиздания; при этом крайне желательно улучшить качество издания особенно иллюстраций. Кроме этого переиздание книги позволило бы провести ее дополнительное научное редактирование, в котором нуждаются отдельные места текста. Так, например, общая неразработанность терминологии в этой отрасли науки сказалась на том, что в книге ценные исторические здания при описании любой эпохи называются термином "памятник архитектуры". В то время как это специфическое понятие, влекущее за собой ряд охранных мероприятий, появилось лишь в конце XVIII в. До этого времени здания не находились под какой-либо административной защитой, а охранялись в связи с их эстетическими и градостроительными качествами, материальной полезностью и ценностью. В книге имеется утверждение, что в эпоху средневековья строители не считались с рекомендациями своих предшественников, противопоставляя новое старому, не стремясь к их сочетанию. Отечественной наукой и в частности трудами А. В. Бунина, убедительно доказано, что преемственность была одной из сторон творческого мышления мастеров средневековья, без чего эта эпоха долговременного строительства не могла бы оставить нам в наследство столь совершенные шедевры. Поэтому при переиздании подобные случаи следовало бы снабдить научным комментарием. Спорность отдельных положений книги понятна: она отражает сложность состояния науки в этой области неотработанность многих важных проблем. Устранение подобных разночтений, уточнение терминологии сделало бы еще более полезной эту интересную и крайне нужную книгу посвященную одной из важнейших проблем современного зодчества — охране исторического наследия наших городов.

Наверх