Одним из самых интересных направлений стиля модерн является Северный модерн, появление которого было во многом обусловлено, культурными и экономическими связями России со скандинавскими странами. Но самое большое влияние на данное архитектурное направление оказал финский романтический национализм. Народные мотивы Финляндии, которая тогда входила в состав Российской империи, органично вписались в петербургскую городскую среду. Но, что интересно, сооружения направления «Северный модерн» можно встретить не только в скандинавских столицах и Санкт-Петербурге. Как это ни парадоксально, типично северная архитектура смогла прижиться также и на юге, в городе Харькове, где в свое время работало немало представителей петербургской школы.

На самом деле северный модерн для России достаточно необычное явление. В том же Харькове памятники северного модерна можно пересчитать по пальцам, да и в самом Санкт-Петербурге здание этого направления встречаются сравнительно редко.

Сооружения Северного модерна являются акцентными в городской среде. Угловые сооружения большей частью ассиметричны, что вообще типично для Северного модерна, находившегося под влиянием крепостного зодчества. И неудивительно, что так часто встречаются готические башни и похожие на башни эркеры. Также отличительными чертами направления являются черепичные крыши, фасады сооружений отделываются серым гранитом, порталы похожи на пещерные входы. В отделке внутреннего интерьера используются теплые, преимущественно, натуральные материалы: дерево, Холстопрошивное полотно (http://tkanitex.ru/) , войлок. Фасады зданий Северного модерна в целом напоминают традиционные модерновые здания, но при этом вызывают ассоциации с северной природой.

Одним из первых сооружений в этом направлении является доходный дом И. Д. Лидваля. В направлении «Северный модерн» также работали Н. В. Васильев, Р.-Ф. Мельцер,   А. Ф. Бубырь и др.

Наверх