В стране насчитывается 957 исторических городов, возникновение которых относится ко времени, начиная с далекого прошлого и кончая XIX столетием. В их числе много крупных городов с численностью населения от 200 до 500 тыс. жителей и крупнейших административно-политических, промышленных и культурных центров с населением от 500 тыс. — 1 млн. жителей и более. Здесь проживает около 44% городского населения страны. Еще больше старых средних и малых городов промышленного, научно-учебного, туристского и курортного профиля или пока еще не имеющих ясного градоформирующего назначения. В малых (до 50 тыс. жителей) и средних (от 50 до 100 тыс.) городах проживает около 32% городского населения страны.

Таким образом, уровень состояния нашего градостроительства и пути его развития определяются крупнейшими, крупными, средними и малыми городами.

Многие малые и средние также успешно развиваются, и там строятся производственные, научные и учебные, туристские и курортные объекты. Однако немало древних городов еще не имеют современной градообразующей базы.

С ростом ряда древних городов значительно меняется их планировочная структура. Например, Киев веками развивался на правом берегу Днепра, но сейчас крупные районы сооружены на левобережье. Быстрый рост крупных городов вызвал во многих случаях слияние их с малыми историческими городами, имеющими большую архитектурно-художественную ценность. Для предотвращения этого, наряду с ограничением роста крупных центров, надо в определенном радиусе сдерживать и развитие малых городов.

Наряду с достижениями в ряде древних городов допущены и существенные ошибки. В Пскове, в частности, искажена застройка главной площади, и крупное здание Дома связи нарушило архитектурное единство «удельного» города. В Ярославле рядом со Спасским монастырем построена многоэтажная гостиница, «подавившая» соседние памятники архитектуры.

Такие ошибки отрицательно сказываются на архитектурном своеобразии старых городов. Но больше всего стирает сложившийся веками их облик новая застройка на территориях, во много раз превосходящая по размерам исторические зоны. Архитектура массовой застройки еще не приобрела своеобразия, которое должно быть присуще каждому городу. Вследствие этого новые районы не только в одном и том же, но и в разных городах похожи друг на друга.

Конечно, в совершенствовании облика массовой застройки пройден трудный путь. До 1963 г. повсеместно жилые дома строились только по двум-трем типовым проектам. Но в 1963 г. впервые в Ленинграде в застройке приморской зоны Васильевского острова были применены типовые блок-секции, позволившие сооружать различной протяженности и этажности жилые дома. Теперь блок-секционный метод находит все большее распространение.

Решительное улучшение архитектурного образа городов, сохранение исторически сложившегося своеобразия населенных мест, преодоление однообразия новой застройки и использование ценного наследия прошлого может быть достигнуто путем взаимосвязанного применения ряда средств.

В их числе: учет зодчими в своей практике исторически сложившихся и жизненных в современных условиях градостроительных традиций; овладение мастерством композиции архитектурных ансамблей и их систем; формирование характерных для данного города силуэта и общих панорам, воспринимаемых как с локальных, так и обширных открытых пространств; умение органически сочетать архитектуру, монументальную скульптуру и живопись; эффективное использование памятников архитектуры с учетом градостроительных требований.

В многовековой практике градостроительства вырабатывались различные принципы планировки и застройки населенных мест, которые часто повторялись, становились традиционными. Длительность существования традиций определялась тем, в какой мере они отвечали социально-экономическим, инженерно-техническим и архитектурно-художественным требованиям своего времени. Одной из важнейших градостроительных традиций, действенных и в наше время, является всесторонний учет природной среды. Придание уникального архитектурного облика городам невозможно без учета климата, умелого использования рельефа местности, акваторий и растительности. Возьмем хотя бы такой пример: в Крыму архитектор А. Полянский хорошо вписал в природный пейзаж пионерский лагерь «Артек», но этот же автор в Сочи протяженным многоэтажным объемом гостиницы расчленил некогда целостную прибрежную зону города.

Важной градостроительной традицией является преемственность, учет того, что создано в застройке города предшественниками. Этой традицией часто пренебрегают, что может иллюстрировать пример постройки по проекту архитектора А. Меерсона мощного объема жилого дома на Беговой улице в Москве, «подавившего» своих соседей и, в частности, дом архитектора А. Бурова. Несколько ранее тот же автор группой башенных домов нарушил целостность застройки въезда в Химки-Ховрино, начатой архитекторами К. Алабяном и Н. Селивановым.

Подобный «творческий эгоизм», противопоставление своего архитектурного произведения тому, что создано ранее другими, не позволяет формировать гармоничные архитектурные комплексы.

Такие кричащие «выпады» в городской среде иногда причисляются к новаторству. Но надо напомнить о том, что выдающийся ансамбль Московского Кремля, создававшийся на протяжении 450 лет и не лишенный новаторства, свойственного различным периодам его строительства, основан на последовательной градостроительной преемственности. Новое здание выставок, хорошо вписанное архитектором В. Чеканаускасом в древнюю архитектуру Вильнюса, также иллюстрирует возможность успешного сочетания старого и нового.

Полезен и в наше время традиционный учет исторически сложившейся цветовой гаммы застройки, которая в русских городах была светлой, полихромной. Не случайно Москву называли белокаменной. А вот архитектор В. Кубасов в белокаменной столице облицевал новое здание МХАТа темным туфом. Неверное цветовое решение в сочетании с другими недостатками явилось причиной того, что театр не вписался в исторически сложившуюся городскую среду.

Многовековой традицией в жарком климате стало устройство солнцезащиты, улучшающей удобства жизни населения и влияющей на своеобразие архитектуры зданий. В Ташкенте, например, солнцезащита, примененная Б. Мезенцевым и другими архитекторами в зданиях Совета Министров Узбекской ССР, придает им не только современный, но и национальный колорит. Но вызывает сомнение архитектурная трактовка в Ташкенте архитектором А. Косинским жилых домов на ул. Б. Хмельницкого, укрытых по существу «солнцезащитными» стенами; национальная архаика допущена архитектором Ф. Турсуновым в рисунке солнцезащитных устройств и аркад в здании выставочного зала.

Но нельзя недооценивать и трудности преломления градостроительных традиций в современной планировке и застройке городов. В связи с этим нельзя не напомнить о Ярославском градостроительном договоре, в котором ярославские строители и коллектив ЦНИИП градостроительства в 1976 г. обязались всемерно использовать прогрессивные традиции, свойственные Ярославлю, при застройке северного района города. Только сейчас авторы проекта архитекторы Ю. Сдобное, И. Лелякина и другие находят правильный подход к труднейшей творческой задаче, успех решения которой зависит от перестройки домостроительного комбината на выпуск широкого набора блок-секций новой серии домов.

Учесть некоторые традиционные приемы застройки города стремились архитектор В. Чеканаускас и др., создавая композицию района Лаздинай в Вильнюсе. Здесь хорошо использован рельеф местности, органично включены в пространственную композицию лесные насаждения. Как и в старом городе, применен контраст горизонтальных членений в сочетании с вертикальными. Созданы живописные пешеходные дороги, проходящие под жилыми корпусами, напоминающие проходы в древней части Вильнюса.

Исходя из этого положения, использование прогрессивных градостроительных традиций — непременное условие успеха в планировке и застройке наших городов.

С понятием традиций закономерно связано и понятие новаторства. Новаторство в архитектуре должно отражать требования развития социалистического общества, отвечать марксистско-ленинскому мировоззрению, уровню развития науки, техники и культуры. Неверная же трактовка новаторства приводит, как это имело место при строительстве новых корпусов Киевского университета или некоторых других объектов, к некритическому использованию примеров архитектуры капиталистических стран.

Многовековой опыт градостроительства показывает, что решающим средством создания яркого и своеобразного облика городов является формирование архитектурных ансамблей и создание их обширных пространственных систем, композиций, а также закона преемственности в застройке населенных мест.

Создание ансамблей неразрывно связано с формированием силуэта города и обширных городских панорам, которые во многом определяют архитектурный облик населенного места. Как правило, индивидуальная особенность силуэта города во многом определяется Архитектурный ансамбль как высший уровень градостроительного искусства представляет собой гармоничное единство пространственной композиции зданий, инженерных сооружений, монументальной живописи, скульптуры, зеленых насаждений, благоустройства и природной среды. Условием построения архитектурного ансамбля является наличие целостного пространственного замысла всего градостроительного комплекса: соразмерность и единство масштаба, единство ритма и модуля составляющих его зданий и сооружений.

Достигнутые нами успехи в области формирования архитектурных ансамблей пока скромны, и это объясняется в первую очередь нарушением или незнанием основ формирования гармоничных градостроительных уникальной композицией вертикалей, доминирующих в застройке.

Упрощенные коробки высотных зданий приводят к своеобразной «типизации» облика городов, к постепенному стиранию их исторически сложившейся архитектурно-художественной самобытности. Конечно, объемные композиции высотных зданий должны быть современными, но они не должны ограничиваться случайной расстановкой параллелепипедов или «пластин», так как необходимость в многообразии не исключает многоярусности и ажурности объемов башен. Именно эта идея была заложена в послевоенном силуэте Москвы, созвучном градостроительным традициям столицы, которым дали начало архитекторы Д. Чечулин, В. Гельфрейх, А. Мордвинов, М. Посохин, Л. Поляков, А. Душкин, Л. Руднев и др.

Многолетнее проектирование приморской зоны Васильевского острова позволило авторам сделать вывод, что традиционным для Ленинграда будет лаконичный силуэт, открывающийся со стороны моря и образуемый тремя, имеющими индивидуальное ступенчатое решение башенными зданиями.

Своеобразие облика Риги многие века определял силуэт трех церковных башен. Когда во время войны одна из них была уничтожена — стал очевидным ущерб, причиненный панораме города, раскрывающейся со стороны Двины. Недавно башня была воссоздана, но яркий исторический силуэт центра ухудшила новая примитивная башенная коробка архитектора А. Рейнфельфа. Острый диссонанс в силуэт старого Таллина внесла гостиница «Виру», созданная архитектором М. Портом. Ошибкой в формировании днепровской панорамы Киева была постройка по соседству с ансамблем Киево-Печерской лавры многоэтажного примитивного объема здания Главкиевстроя и начатого строительством по проекту архитектора А. Милецкого круглой высотной гостиницы, потом запрещенного главным архитектором города И. Ивановым.

Опыт градостроительства показывает, что уникальный облик города можно сохранить, компенсируя потери, причиненные его силуэту и общим панорамам. В Костроме, к примеру, памятники архитектуры XVII— XIX вв. определяли яркую и самобытную панораму города со стороны Волги. Однако в начале текущего столетия характерные черты силуэта Костромы были утрачены. Разработка в 1970-х годах приволжской части центра города показала возможность компенсации утраченных качеств его силуэта путем создания двух архитектурных ансамблей, имеющих вертикальные доминанты.

Проектным анализом доказана возможность существенного улучшения силуэтов волжских панорам Ярославля и г. Горького.

Многообразие городской среды создают и здания, завершающие перспективы проспектов и улиц, так как они хорошо запоминаются пешеходами и пассажирами городского транспорта. Иллюстрацией могут служить проспекты Кутузовский и Калинина в Москве, которые начинаются Триумфальной аркой и на переломах магистрали удачно завершаются гостиницей «Украина», зданием СЭВ и древней башней Кремля.

Для того чтобы сделать города запоминающимися своими индивидуальными архитектурными чертами, надо повысить качественный уровень разработки проектов застройки площадей, улиц, магистралей, набережных. Назрела необходимость при составлении генеральных планов городов, проектов детальной планировки и застройки выполнять схемы размещения зданий и сооружений и эскизы панорам, определяющих силуэт населенных мест. Для повышения архитектурно-художественных качеств городов требуется ввести новую стадию градостроительного проектирования, предусматривающую разработку эскизных проектов ансамблей площадей, улиц и набережных, включающую макеты, панорамы, планы в масштабе 1 :500 или 1 :1000.

Большую часть городских территорий занимают новые жилые районы, и застройка многих из них одним или двумя-тремя типами домов ведет к однообразию, которое уничтожает архитектурную самобытность того или другого исторического города. В этом отношении недопустимо широко распространенное строительство одинаковых 5, 9- или даже 16-этажных зданий, образующих новые микрорайоны. К тому же подобное повышение этажности не позволяет по санитарным условиям существенно повышать плотности застройки. Примеры можно видеть в Теплом стане в Москве, в Ташкенте, Харькове, Уфе, Воронеже и даже в малых и средних городах, таких, как Загорск, Переславль-Залесский и др. В связи с этим получило развитие ложное представление о том, что представительность и красота города определяются ростом его этажности. Подобная практика, особенно в сейсмических зонах, далеко не всегда обоснована как в социально-экономическом, так и в архитектурно-художественном аспектах,

В современных условиях, когда проектируются и строятся микрорайоны и целые жилые районы, должны создаваться системы многообразных пространственно взаимосвязанных архитектурных ансамблей. Нельзя оставаться на уже достигнутых результатах. Так, например, в Вильнюсе после застройки Лаздиная можно было ожидать, что соседние с ним районы Кароли-нишкес (архитектор К. Беланас) и Виршулискес (архитектор Б. Касперавичене) будут новым шагом в архитектуре. Но это ожидание не оправдалось. Указанные районы проектировались без расчета на создание целостной пространственной композиции не только с Лаздинаем, но и с застройкой развивающегося вдоль р. Нерис центра города. Поэтому главные архитекторы городов должны повысить требования к застройке новых или реконструируемых районов как при выдаче архитектурно-планировочных заданий, так и при разработке и утверждении проектов.

Многие промахи в области синтеза монументальных искусств происходят потому, что художественные советы министерств культуры не учитывают архитектурную среду, а архитектурные органы, как правило, рассматривают только градостроительные композиции. Этот недостаток надо исправить и обеспечить совместное рассмотрение всех элементов архитектурных ансамблей.

Памятники архитектуры и окружающая их исторически сложившаяся среда во многом определяют своеобразие облика старых городов. Эффективное использование архитектурных ценностей прошлого ярко иллюстрируется сохранением ведущей градоформирующей роли Московского Кремля, крупнейшая реставрация которого завершается.

В старых городах дореволюционные напластования, исказив исторические ансамбли, снижают их архитектурную ценность. В Ленинграде, например, в конце XIX в. были искажены ансамбли площади Искусств и Инженерного замка, которые в ходе послевоенного восстановления города были воссозданы. Реконструирован район Александро-Невской лавры, и ныне завершается перестройка пл. Диктатуры и части улицы Воинова (архитекторы Г. Булдаков и Д. Гольдгор). В Ярославле строительство административного здания вписанного в историческую архитектурную среду, завершит исторический ансамбль Советской площади.

Отмеченные преобразования существенно усилили градоформирующую роль памятников архитектуры. Но в целом в сложившейся практике охраны памятников архитектуры подобные градостроительные операции не предусматривались. Территориальное развитие городов, особенно крупных, привело к тому, что ряд исторических пригородов слился с Москвой, Ленинградом, Киевом, и выдающиеся загородные дворцовопарковые ансамбли потеряли многие специфические особенности. Эти факты показывают, что рубеж, с которого должна начинаться охрана памятников архитектуры, часто наступает во время определения перспектив развития населенных мест и выбора направлений их территориального роста.

Иногда считают, что для охраны памятников архитектуры достаточно установления охранных зон. Но архитектурная значимость памятников может пострадать и без нарушения границ этих зон. Примером может служить ансамбль Ново-Девичьего монастыря в Москве, который стал «соподчиненным» крупным объемам построенных неподалеку зданий. Ущерб в Самарканде причинен ансамблю Регистана, где по проекту архитектора М. Булатова вблизи от этого памятника построено крупное здание музея, а тыльная сторона Регистана, не рассчитанная на обзор, по указанию главного архитектора города расчищена от старой застройки.

Поэтому современное понятие охраны памятников не может не включать мер, предотвращающих подобные факты ослабления роли исторических зданий или ансамблей.

Для зон, от которых зависит своеобразие старых городов, возникла необходимость частичного изменения норм (санитарных, противопожарных и др.), обусловливающих порядок сноса старых ценных строений. Застройка охранных зон не может определяться только планами. Для этого необходимо объемно-пространственное решение в масштабе 1 : 500 или 1 : 1000, где на макетах должна быть показана архитектура сохраняемых зданий или создаваемых вновь взамен ветхих, подлежащих сносу.

Крупным достижением в области охраны памятников архитектуры является комплексная реставрация. Такая работа проведена в городе Суздале. Очевидно подобную реставрацию следует осуществить и в таких древних городах, как Свияжск, Ростов-Ярославский, Каменец-Подольский, Соловецкий архипелаг и др. Опыт реставрационно-восстановительных работ показывает, что комплексная концентрация усилий по воссозданию и сохранению памятников и их окружения приносит наиболее ценные результаты. Распыление же средств на длительное безрезультатное проектирование приводит к разрушению объектов, к крупному перерасходу средств, что наглядно проявилось на примере Воскресенского собора в Истре, 36 лет не защищенного от дождей и холодов.

Рассмотренные вопросы показывают, что охрана памятников архитектуры должна проводиться на широкой градостроительной основе. Это повысит роль архитектурного наследия в облике исторических городов, в сохранении и развитии их художественного своеобразия.

Градостроительные особенности охраны памятников архитектуры требуют сочетания деятельности инспекций по их охране и органов, отвечающих за планировку и застройку городов.

Успех решения затронутых проблем планировки и застройки городов зависит от повышения профессионального уровня деятельности зодчих. Важным средством роста мастерства является творческое соревнование градостроителей. В этой области сделано немало, и за последние 10 лет проведено около 80 конкурсов на лучшую планировку и застройку центров многих крупных городов. Эти конкурсы оказали положительное влияние на реконструкцию старых городов. Такие творческие соревнования должны проводиться не только на застройку центров, но и на лучшую композицию отдельных архитектурных ансамблей площадей, улиц и набережных. Пришло время и проекты крупных, градоформирующих зданий и сооружений разрабатывать в порядке творческого соревнования.

Для создания сильных творческих коллективов, способных решать сложные задачи по реализации генеральных планов городов, потребуется дальнейшее укрепление и перестройка деятельности краевых, областных и городских проектных институтов. Пока же в большинстве крупных городов нет горпроектов, и их функции по совместительству выполняют краевые или областные институты, авторские коллективы которых не несут ответственности за застройку определенных городских районов. Для устранения этого недостатка следует закреплять архитектурные мастерские обл-проектов за отдельными городскими планировочными районами, там, где имеется возможность, надо создавать горпроекты, что подтверждает опыт ряда столиц союзных республик, а также городов Харькова, Донецка, Куйбышева и др.

Достижению высоких эстетических качеств архитектуры и градостроительства должно способствовать расширение научных исследований.

Наверх