Масса дерева и множество людей – это первое, что бросается здесь в глаза. На много вёрст по Северной Двине, на правом плече которой лежит городец, раскиданы лесопильные заводы, лесные биржи, лесные склады.

Архангельск – союзная лесопильня. Город почти сплошь деревянный: целые деревянные улицы – с деревянными панелями, с дощатыми или бревенчатыми мостовыми, с деревянными заборами и двориками, сплошь вымощенными деревом. Город, крытый деревянными крышами. Всюду неприбранные доски, брёвна, обрезки пиломатериалов, щепа, опилки, стружки. Мы даже не можем себе представить, как много здесь расходуется и бросается бесцельно дерева, как много его уплывает в море. Я видел, как сотни тысяч брёвен вместе со льдом, а потом и без льда плыли в океан. Архангельск спокойно созерцал это явление. И пресса по этому поводу хранила самое глубокомысленное молчание. Иногда газета вопила:

«Ни одного бревна в море!»,

а они плыли и плыли.

Кругом Архангельска давным-давно хищнически вырублены леса, и угрюмые громадные дома его построены и строятся из сплавного леса, пригнанного из далёких вологодских и сыктывкарских краёв.

Отменный материал, дешевизна рабочих рук, частая горимость Архангельска и недолговечность построек вследствие климатических условий – быстро обновляют город.

Старые покосившиеся здания встретишь лишь на боковых и задних улицах и проспектах, да в пригороде, где дома, жилые только в верхнем этаже, – не редкость. Деревянный город усиленно продолжает строиться и перестраиваться. В общем из дерева здесь умеют строить легко и свободно весьма крупные сооружения. Стройка последнего времени особенно грандиозна – рубят колоссальные стандартного казённого типа дома в два этажа с большими окнами. Тогда как раньше окна прорубались, возможно, небольшие и, как правило, не снабжались форточками.

И без того однообразный в глубине своих проспектов и улиц город, застроенный новыми стандартными домами на сваях, которые вбиваются предварительно в болотистую почву, кажется ещё более унылым на фоне болотистых улиц и чахлых садиков и грязных дворов.

Дома – в большинстве своём деревянные коробки, не оживлённые резьбой наличников, окрашенные в жёлтую краску. Как те жёлтые чемоданы, с которыми архангельцы ходят в баню. Один мой знакомый ссыльный художник, работающий статистиком в Лесоэкспорте, как-то говорил мне, когда мы проходили по городу и дивились однообразию стройки улиц и переулков, что такие дома в центре страны раньше строились только под трактиры и постоялые дворы.

Две странные детали в архитектуре многих старых домов бросаются здесь в глаза – пузатые балконы-фонари, срубленные вроде кормы корабля, и крыльца с крышей «отливом».

Раньше дома и заборы в городе красились сплошь в жёлтый цвет охры или в шоколадные тона. Теперь дома почти не красят или окрашивают случайно теми красками, которые в данное время можно приобрести на рынке. Так как в город завезли порядочное количество медянки, многие заборы в последние месяцы окрасили в зелёный цвет. Часть домов покрасили белилами. Когда краски поблекнут, эта пестрота будет приятной. Кстати, отмечу странное явление: при резком изобилии леса – всюду видишь разломанные и поваленные заборы. Может быть, заборы, ограждающие частную собственность, при социалистическом строе – излишняя роскошь. Но никак нельзя сказать того же про тротуары, обслуживающие жителей всех классов общества. Они деревянные, устроены над сточными канавами и тоже поломаны, прогнили, зияют дырами и нарочито снабжены прогибающимися под тяжестью пешеходов досками. Они представляют собой настоящие ловушки для рассеянных путников. Нынешний год город усиленно починяет свои «мосты». Спрашиваю одного служащего Горкомхоза – сколько километров протяжения имеют тротуары города, он махнул рукой и ответил на языке каких-нибудь тасманийцев одним словом: ...много.

Стены домов только одежда их. Гораздо важнее то, что внутри, как и человек, дом может быть одет не очень нарядно, но в то же время представляет собой нечто незаурядное. Привычка заглядывать в чужие окна не очень почтенна. Но с любознательностью трудно справиться. Притом же с трамвая при прямом солнечном освещении или при открытых окнах дом виден насквозь. В каждом окне я вижу цветы: герани, фикусы, рододендроны и опять герани, фикусы, ёлочки «мечта», фуксии, «покрывало невесты», разные летники.

Удивительна любовь северян к южным растениям, посаженным в плошки, в горшки, в туеса (посуда из бересты), в лоханки, в ящики, в консервные банки, даже в ламповые абажуры и ночные горшки.

Вижу ещё: выглянет где-нибудь уголочек кровати с шишками, краешек салфеточки-накомодничка, на стенах фотографические увеличенные портреты и группы, бумажные цветы и открытки. Самому мне удалось побывать не более как в двух десятках обывательских домов, и везде веет этой особой культурой: занавесочки, полочки, накидушки, тарелочки, цветочки – культура особого самодовольного благополучия. Этот тон проглядывает одинаково и в обстановке служащих, и в обстановке господствующего класса.
Вот кухни здесь устраиваются весьма недурно – они светлые, поместительные. Кухни служат семье в качестве столовой. На полках обилие медной посуды – прямо-таки медный век: кастрюли, кувшины, ступки, тазы, ковши, вёдра, кофейники, встречаются даже, ушаты из красной и латунной меди. Такая полка с посудой являет прекрасный nature morte. Вычищенная и никогда не употребляемая – она гордость хозяйки. Не сказалось ли здесь влияние Голландии, торговавшей с Архангельском в XVI ст.?

Русская печка широкая, белая с карнизиками, с нишами, с вышитыми занавесочками: занавесочкой покрывается чело, занавесочкой задёрнут подпечек, третья закрывает лесенку, четвёртая – нишу.

К здешнему жилищу я ещё раз возвращусь, а пока займу внимание общим пейзажем.

Комментарии  
Автор даже не знал, что было слово- АРХАНГЕЛОГОРОДЕЦ!
М-да!
+1
1) Название судна: Татария
2) Год и страна постройки: 1963 СССР
3) Регистровый номер: М-26304
4) Позывные: УЕВИ; UEWI
5) Тип и назначение: т/х; гр.-пасс.
6) Порт приписки: Архангельск
7) Принадлежность: ММФ

Символы класса:
1) Корпус: Л* Р4/1С
2) Механизмы: *РСМ
3) Холодильная установка: -

1) Длина наибольшая, м: 101,5
2) Ширина наибольшая, м: 14,6
3) Высота борта, м: 5,7
4) Осадка по летнюю грузовую ватерлинию, м: 3,85

1) Валовая вместимость, рег. т: 3219
2) Чистая вместимость, рег. т: 1322
3) Дедвейт, т: 682
4) Скорость, узлы: 14.июн

1) Количество трюмов: 1; -
2) Кубатура, м3: 235
3) Количество рефрижераторных трюмов: 1
4) Кубатура, м3: 56
5) Размеры люков, м: 1 — 2 , 0 x 3 , 6

1) Количество грузовых стрел: -
2) Грузоподъемность, т: -
3) Количество грузовых кранов: 2
4) Грузоподъемность, т: 2x2,0

1) Количество и тип главных механизмов: 2Д2т
2) Год и страна постройки: 1963 ЧССР
3) Количество цилиндров, их диаметры и ход поршня, мм: 8X430/610

1) Количество и тип главных котлов: -
2) Год и страна постройки: -
3) Поверхность нагрева, м2: -
4) Рабочее давление. кг/см: -

1) Тип холодильной установки: Рассол.
2) Род хладагента: Фреон-12
3) Число компрессоров: 3
4) Температура в рефрижераторных трюмах: 1x ( + 5 ° С)

Наверх