2) Портовыя здания и старый док.

Возникновение порта относится ко времени посещенья Петром Великим Белаго моря. Государь Петр Великий прибыл в Архангельск 29-го июля 1693 года речным путем из Вологды и остановился в приготовленных для него светлицах на Моисееве острове. У города стояла, нарочно для него выстроенная, 12-ти пушечная яхта „Св. Петр". Эта первая вооруженная яхта была построена Бажениным на собственной верфи выше Холмогор на реке Вавчуге (88 версты от Архангельска). На этой яхте Петр Великий предполагал совершить поездку в Соловецкий монастырь, по обещанию, данному им брату Ивану. В монастырь он, однако, в этом году не поехал, а пошел на этой яхте провожать английские и голландские корабли, нагруженные русскими товарами. Эта поездка продолжалась шесть недель. Возвратясь из нея, восхищенный морем, Петр I назначил Архангельским воеводою плававшаго с ним по Белому морю своего 22-летняго стольника Ф. М. Апраксина, поручив ему учредить верфь на среднем Соломбальоком острове и наблюдать за постройкой заложеннаго им русскаго торговаго корабля „Св. Павел". 20 Мая 1694 года в присутствии Императора Петра был спущен первый корабль „Св. Павел". К 1701 году в Соломбале было построено уже 6 кораблей, а в 1733 году учрежден был военный порт. В этом же году была организована и первая экепедиция для отыскания севернаго прохода морским путем из Архангельска в Камчатку.

С каждым годом наша торговля с иностранными державами через Белое море все развивалась и развивалась. Так, в 1713 году иностранных судов пришло в Белое море 230, и ценность отпуска товару дошла до 3 миллионов рублей, а с открытием порта и кораблестроения в Соломбале население стало быстро рости. В 1829 году жителей в Соломбал насчитывалось более 12 тысяч, из этого числа половина была военнослужащих. В 1842 году в Соломбале учреждено отдельное Полицейское управление. Первый Полициймейстер был Вальховский.

В течение 120 лет со дня постройки корабля „Св. Павел" было выстроено в Соломбале 400 военных кораблей. Из выдающихся кораблей по размерам был построен „Азов", возбудивший в свое время удивление знатоков в славную Наваринскую битву.

Первыми судостроителями были Баженин в Вавчуге и датчанин Е. Е. Избрант в Соломбале. Выдающимися строителями были: А. М. Курочкин (он построил 87 судов) и В. А. Ершев, который при Архангельском порте построил 27 кораблей, в числе коих и знаменитый „Азов". Последний корабль, построенный им, был „Ингерманланд", потерпевший крушение в 1842 году у берегов Норвегии, на переходе из Архангельска в Кронштадт. На нем плыл сам Ершев с своими сыновьями, из которых старший погиб на глазах отца. Картина гибели корабля „Ингерманланд" находится в Морском Собрании.

К более выдающимся событиям Архангельскаго порта надо отнести следующия:
1830 г. Большой пожар в Адмиралтействе.
1831 г. Холера; при чем в Соломбале в лето умерло более 700 человек.
1842 г. Учреждены Учебно-Шкиперские курсы.
1844 г. Новый корабль 74 пушечный, названный, в память погибшаго, „Ингерманланд", отплыл из Архангельска в Кронштадт вместе с Великим Князем Константином Николаевичем.
1854 г. Архангельская губерния объявлена была на военном положении и подчинена Военному Губернатору, Вице-Адмиралу Боилю, на правах Командира Отдельнаго Корпуса.
1854 г. В июне 10 судов Англо-французской эскадры появились в Белом море и подходили к Бару под начальством Оманея. В 1855 году вторично и также безрезультатно.
1858 г. Приезд в Архангельск Е. И. В. Императора Александра Николаевича при Командире порта Вице-Адмирале Глазенапе.
1860 г. Спуск громаднаго фрегата „Пересвет". При спуске фрегат ударился в мель и попортил киль; но к весне будущаго года был починен и доставлен в Кронштадт.
1862 г. 5-го июля. Упразднение военнаго Архангельскаго порта, что вызывалось неудобством постройки больших паровых броненосных кораблей на Архангельских верфях и незначительной глубиной устьев Двины.

u3 2.1 2

Наверх