В первом же, выпущенном при белых номере „Епархиальных Ведомостей", попы поздравляют верующих с падением советской власти.

„Безбожная власть большевистской партии в г. Архангельске и губернии пала. Ее руководители позорно бежали перед лицом разгневанного народа. Прибыли союзники, англичане, французы, американцы, сербы и зовут на борьбу против общего врага. Поднимайтесь на защиту родины! Не ждите приказа о наборе. Идите сами доброй волею!“—с таким призывом обратились церковники к верующей пастве.

18 августа 1918 г. в Архангельске на Соборной площади (ныне Октябрьская площадь) состоялся торжественный благодарственный молебен с участием крестных ходов от всех приходов и в с е г о городского духовенства „по случаю избавления города от насилий и перемены власти". На молебне присутствовали представители власти, городского самоуправления, иностранные посланники, главнокомандующий ген. Пуль и союзнические войска. На этом молебне было произнесено „слово" знаменитым в истории северной контрреволюции протоиереем Иоанном Лялюхиным.

В этом, наполненном свирепой ненавистью к рабочему классу и к большевикам, „слове“ прот. Лялюхин призывал собравшихся „благодарить небо за избавление от власти правительства, состоявшего из бесчестных предателей родной земли и насильников, ограблявших и убивавших наше мирное население".

В своей речи он выразил общее мнение всей своры попов, буржуазии и обывательщины Архангельска, когда, захлебываясь от восторга, говорил:

— Радость перешла в восторг, когда на землю нашего города сошли с кораблей прибывшие к нам благородные союзники наши.

Свое „слово“ Лялюхин закончил призывом:

— Родные мои! Спешите спасти Россию. Во имя божие пойдем сражаться с коварным врагом, душителем правды. Становитесь под национальные знамена!

Так духовенство выступало против советской власти, так оно призывало бороться против диктатуры пролетариата.

Это „слово" Лялюхина не только было полностью напечатано в тогдашней белогвардейской газете „Северное Утро“, но и издано отдельной брошюрой на русском, английском и французском языках для распространения среди населения и войск.

Попы устраивали по всякому поводу бесчисленные крестные ходы и торжества, посвященные союзникам.

Праздник рождества в 1919 г. духовенство также не преминуло использовать для бешеной агитации против советской власти и партии большевиков.

В то время как в тюрьмах, на островах Мудьюге и Иоканьге томились сотни заключенных рабочих и крестьян, в то время как контрразведка свирепствовала во-всю, расстреливая на „мхах“ десятки и сотни лучших представителей рабочих и крестьян Сев. края,—в это время с церковных амвонов лились лицемерные песнопения: -Слава в вышних богу и на земле мир, в человецех благоволение". А „Епархиальные Ведомости" писали: „Только они, именующие себя большевиками, губят родину. Безбожное учение этих отщепенцев русского народа, их ненасытная жадность к захватам и обогащению на чужой счет, их каменные сердца, еще не дают нам мира“.

Итак, в борьбе рабочих с буржуазией духовенство стало на стороне буржуазии, на стороне палачей пролетариата и крестьянства.

Крестный ход в 1919 году, организованный в честь белых архангельскими попами

Церковное общество, в лице контреволюционного „союза духовенства и мирян", выдвинуло следующую боевую задачу: „Напрячь все силы церковного общества для противодействия большевизму и большевикам. Представители церквей должны призвать прихожан на борьбу против разбойников, прикрывшихся именем каких-то большевиков.

И дальше конкретно предлагается: в каждом сельском приходе устроить специальные комитеты, ставящие себе целью борьбу на месте с „современным злом-большевизмом“ и большевиками. Эти комитеты должны вести среди населения соответствующие раз‘яснения, распространять контрреволюционную литературу, получаемую из Архангельска, организовывать и посылать на фронт наиболее активных „борцов за родину", собирать средства на борьбу с большевизмом.

Из номера в номер „Епархиальные Ведомости“ вели планомерную пропаганду против рабоче-крестьянского правительства и против Красной армии.

16 апреля 1919 г. „союз духовенства и мирян гор. Архангельска“ через особую делегацию в составе протоиереев: И. Попова, Д. С. Соколова и К. А. Матфеева вручил председателю временного правительства Зубову протест, в котором просит его: „Обратиться к авторитетному голосу мирной конференции (в Версале) и довести до ее сведения настоящий протест, с просьбой принять решительные меры к прекращению ужасных и позорных деяний, проявляемых большевистской властью в отношении к православной церкви". Речь шла о декрете об отделении церкви от государства.

Временное правительство охотно, конечно, поддержало этот протест и постановило: „Присоединиться от имени временного правительства к названному протесту. Просить Н. В. Чайковского о заявлении протеста перед мирной конференцией. Подлинник протеста отправить Чайковскому с дипкурьером“.

Как громом поразило архангельских церковников и контрреволюционеров известие о том, что по требованию английских рабочих масс английские войска отзываются из Северной области.

„Союз духовенства и мирян" посылает в Англию прот. Лялюхина просить главу английской церкви епископа кентерберийского воздействовать на английское правительство об отмене вывода войск, а к населению обращается с призывом: „Русские люди, поднимайтесь на защиту вашего имущества, на защиту родины и святой веры!“

Против Красной армии была об‘явлена попами „священная война".

Чтобы подогреть остывающее воинственное настроение верующих, попы состряпали чудо—появление над Архангельском богородицы с младенцем христом на руках.

Был сочинен специальный акт от 27 августа 1919 г., в котором говорится, что в группе детей— гимназистов и гимназисток от 10 до 13 лег—3-го августа в 8-м часу вечера „видели невысоко над горизонтом к Почтамтской ул. на северо-западной стороне пресвятую деву Марию в сидячем положении и не во весь рост с богомладенцем Иисусом христом. Она простирала обе руки вперед, ладонями вниз и покрывала город. Младенец часто двигал руками, а потом сделал движение правой рукой, как благословляют. Видение продолжалось 20-30 минут и затем постепенно стало исчезать“.

Несмотря на явную вздорность этого акта, епископ Павел положил на нем резолюцию: „Милость божия и заступление божией матери да будет с нами и над градом нашим“, а епархиальный и миссионерский советы, рассмотрев этот акт, постановили: „Акт напечатать в „Епарх. Ведомостях".

Но все молитвы и заклинания попов оказались также безнадежны, как было безнадежно дело всей белогвардейщины и контрреволюций Северного края.

Явно враждебная интересам рабочих и крестьян политика попов оттолкнула навсегда от церкви не одну тысячу верующих из рабочих и крестьян и поставила их в ряды активных и передовых борцов за советский Север.

Подлую и предательскую роль духовенства в самые тяжелые годы, годы борьбы трудящиеся Севера никогда не забудут и никогда не простят.

Наверх