• Выбор точки съемки:

Духовная Консистория — нач XIX в.

На нынешней площади Профсоюзов лицом к современному Морскому-Речному вокзалу по линии застройки улицы стоит трехэтажное кирпичное здание постройки начала XIX века, как о том пишет Л. Попова. Построено оно, очевидно, архангельским купцом Григорием Капковым. На квартальном плане этот дом имеет прямоугольные очертания; владельцем его являлся Капков. На плане Василевского 1865 года оно показано с двумя каменными пристройками со стороны двора, владел этим домом тогда архангельский купец Кузнецов. В 1892 году у наследников Кузнецова это строение с участком земли 1 232 кв. сажен покупает Белявский, у которого этот трехэтажный дом с усадебным местом в 1901 году был куплен Духовной Консисторией. Духовным правлением была выполнена реконструкция внутренних помещений. Первый этаж дома был занят архивом. На втором располагались Присутствие и канцелярия, а на третьем находились квартиры.

По сравнению с сегодняшним состоянием, на открытках 1900-х годов видим это здание более «живым». На крыше, по своей форме такой же как и сегодня, в определенном беспорядке торчит полдюжины дымовых труб; по краям центрального фронтона со стороны реки и на боковых скатах крыши размещены узкие вертикальные слуховые окна. Сегодня исчезли трубы, нет и слуховых окон по главному фасаду. Крыша, казалось бы все та же крыша из листового металла, словно омертвела, какая-то опустевшая. Кстати сказать, этот удивительный «эффект», к сожалению, достигается во многих реконструируемых зданиях. При ремонтах и реконструкциях убирают печки — исчезают трубы на крышах. Нет даже вентиляционных выпусков. Вместе с дымоходами исчезла из дома вентиляция помещений, ведь при печном отоплении отработанный в помещениях воздух выходил вместе с дымом через дымоходы. Одновременно с этим попадавшие в комнаты дым и угар удалялись системой естественной вентиляции, тоже выходившей на крышах трубами. А теперь их не стало, ни дымовых труб, ни вентиляционных шахт. Об этом не думают те, кто занимается подобной реконструкцией.

И упрощенная, опустевшая крыша такого дома смотрится уже иначе, она перестает гармонировать со старыми фасадами, поэтому дом становится похожим на какой-то макет в натуральную величину. Что-то в нем есть неестественное, ненастоящее. А в основном это впечатление создают голые, без труб, «макетные» крыши. Эту особенность надо учитывать и на крышах реконструируемых старых домов воссоздавать трубы дымоходов, превратив их хотя бы в вентиляционные выпуски, или просто ставить декорации. Иначе дом «мертвый». Такое произошло и с домом Духовной Консистории.

Второй значительный после силуэта крыши элемент — балкон шириной в три центральных окна на втором этаже по главному фасаду. Балкон был с решеткой, над ним монтировалась опускная маркиза. Все вместе взятое дает жизнь внешнему облику здания.

Сегодня на здании нет труб, слуховые окна остались только на крыше боковых фасадов, от балкона даже не видно и следов. Дом смотрит на реку главным фасадом шириной в тринадцать окон. По центру шириной в пять окон слегка, чуть заметно, выступает ризалит, увенчанный небольшим фронтоном с полукруглым оконным проемом в тимпане.

Три этажа дома на фасаде отделены друг от друга поясами: простой карнизной тягой первый этаж отрезан от второго, между вторым и третьим размещен довольно широкий плоский фриз с рельефным меандром — геометрическим орнаментом в виде ломаной линии с прямоугольными завитками. Такой орнамент широко применялся в искусстве древней Греции и называется по имени очень извилистой реки Меандр (ныне — Б. Мендерес) в Малой Азии. Завершающий фасад здания карниз, довольно простой по форме, имеет ряд декоративных кронштейнов-сухарей или своеобразных модульонов. Они же повторяются на верхних карнизах фронтона.

Три яруса окон имеют совершенно одинаковый наличник, только подоконная часть его на втором этаже развита вниз и в центре образовавшейся плоскости помещена фигурная филенка с пирамидальной выпуклостью посередине.

Все то же самое повторяется на боковых фасадах шириной в семь таких же окон.

Второй этаж немного выше первого и третьего, одинаковых между собой. Поэтому и окна второго этажа выше остальных.

Хотя здание и построено в эпоху классицизма, дошедший до нас декор его фасадов напоминает скорее прием эклектики в доходных домах, когда для подчеркивания равноправия проживающих в них жильцов всем окнам придавался совершенно одинаковый наличник. Очевидно, в процессе перестроек на облике здания сказалась более поздняя мода периода эклектики.

Наверх