После деления Римской империи и переноса Константином в Греческую Византию своей резиденции в конце IVв., ведущая роль в экономической, политической и общественной жизни перемещается на восток. Эпоха византийского государства начинается с этого времени, столица - Константинополь стал новым его центром. Византийская история архитектуры характеризуется на тремя периодами: ранний (V-VIII вв.), средний (VIII-XIII вв.) и поздний (XIII-XV вв.). Время правления Юстиниана (20-60гг. VIв), когда могущую державу превратилась Византия, кроме Греции и Малой Азии, покорившую и населения Передней Азии, Италии и Адриатики, южного Средиземноморья – время первого периода высшего расцвета архитектуры.

Византия наследовала достижения культуры завоеванных народов, продолжает античные традиции. Типичную черту культуры Византии составляет глубокое разнообразие античных и восточных элементов.

На развитии преобладающих типов монументального строительства из камня, сказалось главенство христианской идеологии. С целью утверждения императорского мощи сочетались и поиски сочетания церкви в совокупности с назначением здания. Несмотря на региональное различия, в которых проявились традиции и особенности отдельных народов – это ловило относительную общность и единство поисков развития культовых зданий.

Развивание купольных конструкций храмов является важной лептой Византии в искусство мировой истории, появились новые типы структур – базилики купольной, центрической церкви, купол которой находится на восьми опорах, крестовой и купольной системы. На ранневизантийский период попадает развивание первых двух типов. В период средневизантийской архитектуры широкое распространение получила крестовая и купольная система храмов. Сочетание монастырей как особый тип архитектурных комплексов относится к византийской эпохе. Загородные монастыри наиболее своеобразны, представляющие собой укрепленные пункты, обнесенные стенами, внутри которого помимо хозяйственных и жилых построек монахов сооружалось доминирующее здание – церковь и обширная трапезная. Крепостные сооружения и здания представляли собою ансамбли – гармонично собраны пространственные композиции, располагались чаще на возвышенностях асимметрично.

Наверх