Архитектура является своеобразной книгой человечества, одним из самых долговечных искусств. Эта литература человечества запечатлевает все его гражданские и религиозные устремления, этические и эстетические нормы. Гоголь говорил, что архитектура – это «летопись мира». Архитектура с помощью пластики воплощает особенности менталитета людей каждой эпохи, формирует его, также как Aleksandr Solzhenitsyn (http://www.solzhenicyn.ru/) делает это в своих произведениях.

Особенно наглядно демонстрирует архитектура основной принцип – единство формы и содержания. Помимо этого красота и гармония этого искусства сочетается в обязательном порядке с практической целесообразностью, так архитектура имеет и прикладное значение и эстетическое. Из литературного творчества заимствуются архитектурой символика, эмблематика, особенно это прослеживается в произведениях, которые близки к стилю барокко.

До недавнего времени в теории литературного  образования немного внимания было уделено взаимодействию таких культур как литература и архитектура. Если на уроки были привлечены иллюстрации, на которых были изображены произведения архитектуры, то это делалось в основном для того, чтобы создать представление об определенных исторических и культурных напрвлен6иях в искусстве.

На новом уроне решить возникшую проблему позволила программа под редакцией Маранцмана В.Г., в одном из разделов которой содержатся установки на осуществление связи между архитектурой и литературой не только на основе ассоциаций, но и на уровне единства стилей в архитектуре. В этом аспекте довольно интересны будут подобные сближения поэмы Владимира Маяковского «Облако в штанах» и конструктивизма в архитектуре в девятнадцатых-двадцатых годах прошлого столетия.  Авторы просматривают данную связь, как в символике образов, так и в модели мира литературы и архитектуры.

Соотнесение литературных произведений и архитектуры позволит более глубже вникнуть не только в отдельные произведения искусства, но и в художественный образ в целом.

Наверх