Интерес к старинной русской музыке и театру не только не затухает, но растет и заостряется, охватывая все более широкие круги зрителей. Выявляется стремление актеров и зрителей найти для таких спектаклей интерьеры, где могла бы быть воссоздана атмосфера, в которой эти спектакли родились. Учебные процессы организуются, учитывая новые веяния.
Концерты старинной музыки идут в Москве в соборе Андроникова монастыря, в Знаменском соборе Зарядья, в театрах Архангельского и Останкина, в Дворце-музее Пушкино, в ленинградском Эрмитажном театре. Но слишком большая нагрузка постепенно разрушила бы эти бесценные памятники архитектуры, поэтому концерты проводятся редко и для небольшой аудитории. Достоинства всех таких помещений исчерпываются малой вместимостью и интимностью обстановки.
Поэтому хотелось бы найти более полноценное решение проблемы, создать для показа достижений русской драматургии XVIII в. новый театр, где восприятие театрального искусства той эпохи сливалось бы восприятием и архитектуры XVIII в. Вместе с необходимо, чтобы этот театр допускал регулярную эксплуатацию.
Русский театр XVIII в. оказал большое влияние на развитие театрального искусства и театральной архитектуры в нашей стране. Тогда в России существовали театры публичные, общественные, придворные, любительские, народные. Но более всего было крепостных театров — усадебных и городских. Известны 173 крепостных театра, разбросанных по 24 губерниям; примерно треть крепостных театров находилась в усадьбах, две трети — в городах. Многие из таких театров ставили свои доморощенные спектакли в приспособленных помещениях: в зале помещичьего дома, в пристройке к нему, в манеже, где настилался помост и строились временные ложи.
Усадебных театров, которые имели специально построенные помещения, зал и сцену, устраивали регулярные спектакли с определенной актерской труппой и репертуаром, имели своего зрителя и свой стиль, было не так-то много. Среди них блистал театр Шереметьевых в Кускове. Слава этого театра, высокая художественная культура, регулярно два раза в неделю дававшиеся спектакли привлекали не только гостей Шереметьева, но и публику из Москвы.
Архитектор де Вальи «начертал план» Кусковского театра, претворение его в жизнь было делом Гонзаго и крепостных художников и мастеров во главе с крепостным архитектором Мироновым, который творчески переработал проект де Вальи. Театр был отстроен к 1792 г. по чертежам, подписанным Мироновым, но до нас не сохранился.
Зрительный зал вмещал 200 человек. Сцена была оборудована для сложных пьес, имела трюм и машинное отделение. Зрители размещались в десяти рядах амфитеатра и двух ярусах балконов, боковые ложи над оркестром, авансцена и главная ложа были украшены колоннами. Голубые стены зала, белые атласные драпировки на балконах, золоченые колонны и балясины баллюстрады, обитые красным сукном скамьи для зрителей, голубом шелковый занавес — все это делало театральный зал нарядным.
В Кусковском парке между итальянским домиком и давно разрушенным бельведером находился «Воздушный театр». Ступени-лавки из дерна образовывали амфитеатр с центральным проходом. Оркестр ниже уровня первого ряда. Сцена — с шестью кулисами из зеленых боскетов, с передвижными декорациями. Для лучшей слышимости зал и сцена были окружены густой зеленью, не дававшей рассеиваться звуку.
Сохранившиеся материалы, чертежи и свидетельства современников позволяют выстроить вновь и Новый театр, и Воздушный театр.
Все это приводит к мысли о целесообразности воссоздания этих театров в Кускове. Тогда спектакли старинного русского театра смогут идти в обстановке, повторяющей ту, в которой они шли когда-то, для которой были созданы. Их небольшая вместимость — как раз та, к которой стремятся современные постановщики старинных спектаклей. Театр может войти в состав Музея крепостного искусства в Кускове Он расширит и обогатит экспозицию музея и вместе с тем позволит познакомить современного зрителя с искусством русского театра XVIII в. Не случайно мысль о воссоздании театра в Кускове содержалась в одном из конкурсных проектов на перспективный театр.
Недавно состоялось открытие сцены Эрмитажного театра в Ленинграде Академический театр драмы имени А. С. Пушкина показал в нем премьеру. Любители искусства проявили большой интерес к такому событию. Это говорит о том, что целесообразно было бы воссоздать хотя бы некоторые наиболее выдающиеся и интересные театры XVIII в.
- И. КРАВЧИНСКАЯ
- Просмотров: 3187
Редкие подъемы и частые экономические и валютные кризисы, потрясающие капиталистический мир, находят свое отражение во взлетах и падениях буржуазной пропаганды. Девальвацию милитаристской и антикоммунистической политики западные идеологи пытаются прикрыть мнимым «демократическим» бумом, стремясь вдохнуть жизнь в «живые трупы» различных явных и тайных обществ, желая лицемерным и эфемерным развитием «демократии» приукрасить «одеяние» капиталистического общества. Но декорациями и фоном этого лживого спектакля являются сожженные и разрушенные вьетнамские деревни, бесправие и нищета негритянских гетто. Такова свобода морали, вернее, свобода от морали в буржуазном обществе. Такова мораль союза «вольных каменщиков», или масонов.
Не так давно это общество отмечало свое 250-летие. Это одна из крупнейших тайных организации капиталистического мира наряду с печально известной мафией. Она насчитывает в Англии около 1 миллиона, а в США — более 4 миллионов человек. Бывший министр внутренних дел Роже Фрей говорил; «Их 30 тысяч во Франции. За восемь дней, если считать по 25 встреч в неделю, они могут цитировать свои лозунги 750 тысячам слушателей. Этого достаточно, во всяком случае, чтобы я ими интересовался».
Такой интерес вполне понятен, ибо к середине XX века во всем мире насчитывалось 4 тысячи лож только английского, шотландского и ирландского подчинения.
В масонских организациях состояли тринадцать президентов США, начиная с Джорджа Вашингтона и кончая Линдоном Джонсоном. Исключением стал лишь Джон Кеннеди, не удостоивший масонов своим вниманием.
Американскому космонавту Джону Гленну его «небесная» профессия не мешает одновременно быть и «вольным каменщиком».
В Англии многие высокопоставленные лица были и остаются масонами. Лейтенант дворцовой стражи Алдан Адер, личный секретарь королевы Майкл Эдин, член палаты общин Эрик Эррингтон и некоторые другие состоят в ордене «молотка и лопаточки» — непременных масонских атрибутов. Премьер-министр Уинстон Черчилль тоже принимал участие в масонской организации. Граф Скарборо, лорд Чемберлен, был Великим мастером Англии. Теперь на этот высший пост избран герцог Кентский, бывший министр труда. Масонство всегда стремилось, чтобы Великими мастерами были члены королевской фамилии* Буржуазная пропаганда преподносит масонский союз чуть ли не идеальным средством совершенствования человеческой личности и социального прогресса* Пресса Англии, Франции, США, Италии и других капиталистических стран уделила масонству достаточно много место и времени, чтобы можно было оставить без внимания и критического обзора славословия, отпущенные масонам и создавшие стараниями западной пропаганды таинственный ореол вокруг них. Этот божественный нимб значительно потускнеет, если подробнее разобраться в социальной, классовой сущности масонского общества.
Чем же объясняется тяга к масонскому союзу? Каково его происхождение? Каковы цели в прошлом и настоящем?
Большинство историков полагают, что масонские организации возникли из средневековых строительных товариществ, занимавшихся многолетним возведением величественных соборов, аббатств, монастырей. На этой основе росли профессиональные объединения, строго хранившие тайны ремесла, передававшие их из уст в уста, от мастера к ученику. Собрания строителей происходили в помещениях, названных впоследствии ложами. Принадлежность к той или иной корпорации, к той или иной ложе определялась специфическими паролями, тайными знаками и одеждой. По всей видимости, первые такие товарищества появились в Западной Европе, а затем пере кочевали в Англию, где вскоре стали приходить в упадок. Новая энергия влилась в этот английский союз тогда, когда в братство стали принимать лиц, не принадлежащих непосредственно к гильдии строителен, Их называли «сторонними каменщиками». Это были преимущественно буржуа. Современные масоны ведут свое летосчисление с 1717 года, когда сторонние каменщики четырех лондонских строительных лож объединились в одну и стали именоваться Великой английской ложен, ложен — матерью масонов всего мира. Новое объединение ставило целью нравственное совершенствование человечества на основе братской любви, религиозной терпимости и т. д. Шесть лет спустя была разработана и принята первая Книга Уставов, первый параграф которой гласил: «Твоя первая обязанность, как масона, быть верным Богу и Церкви и хранить себя от заблуждений и ереси». Далее говорилось, что масон «не должен быть замешан в крамолы и заговоры против мира и благоденствия народа и никогда не должен переступать обязанностей по отношению высших властен». Этот фактический призыв к «непротивлению злу насилием» носил в тотальном плане регрессивный характер, ибо провозглашал братство в условиях классового неравенства буржуазного общества. Но масонские организации носили отчасти и просветительный характер, обязывая заниматься в ложах этическими и моральными проблемами.
Б 30-е годы XVIII столетия стали появляться работы и масонских историков. Некоторые из них пытались взрастить генеалогическое древо масонского союза со времен Адама, которого якобы Сам всевышний посвятил в «вольные каменщики». Другие искали истоки масонства у манпхеев, пифагорейцев и ранних христиан, Отмечалось влияние индийских и египетских мистерии на масонскую обрядность. Но более всего прижилась легенда о мифическом строителе храма Соломона Хираме Абпффе. На основе этого библейского предания построен весь ритуал масонов.
Первоначально масонство имело три иерархические степени: ученик, подмастерье, мастер. Но вскоре, кроме символических иоанновых лож с тремя степенями, стали образовываться ложи с большим количеством степеней. Возникновению так называемого «шотландского обряда» способствовал шотландец Рамсей. Сначала число степеней довели до 9, затем до 33. В некоторых случаях оно доходило до 99, Каждая из степеней старалась превзойти предыдущую каким-либо «эзотерическим» образом. Например, рыцари 28-й степени шотландского обряда не признают никакой эры, выставляя семь нулей вместо года. По масонскому обычаю, летосчисление ведется от четырехтысячного года до н. э.
В возникновении масонского союза можно видеть и некоторую историческую закономерность, связанную с усилением клерикализма. В начале XVIII века сильное влияние в мире приобретают иезуиты, занимая ключевые позиции в области просвещения, филантропии, в правительственных учреждениях. Вполне закономерным и естественным следствием этого было появление на арене борьбы католического и реформатского течений организации, призванной противостоять влиянию Ватикана. Поэтому по своей принадлежности масоны в большей степени именно протестанты, хотя в идее создания этого общества и оговаривалась «всерелигиозность» союза «вольных каменщиков».
Римская курия, стремясь убрать влиятельного конкурента, стала предавать его анафеме, ибо масонский устав предусматривал, что масоном может быть каждый человек, достигший совершеннолетия и верующий в любого бога: христианского, мусульманского, иудейского. Католическая и православная церкви запрещают такой подход к религии. Большинство римских пап проклинали масонство и обращались к главам правительств с требованием запретить его. Папа Пий IX в своей булле назвал масонство «сатанинской синагогой», синтезом всех ересей. Благодаря гонениям со стороны католической церкви масонство возымело и своих мучеников. Многие братья попали в руки «святой» инквизиции и погибли. Несмотря на это, масонство продолжало развиваться и втягивало в свои сети многих католиков и православных. И в наши дни почти все мэры Лондона, будучи ревностными католиками, вступают в орден. Духовенство не составляет исключения и тоже, как и сто и двести лет назад, посещает масонские ложи, стремясь к установлению связей, выгодных для церкви и ее приспешников. В настоящее время архиепископ Армагг прелат церкви Ирландии, числится в списках масонских лож.
Масонам во все Бремена приписывалось могущество и вездесущность. Считалось, что они виновники дворцовых переворотов. Утверждали, что все государственные деятели дрожат при одном упоминании о масонах, Несомненно, масонское общество имело обширные связи и оказывало определенное влияние на политику в разных странах. Буржуазные историки вполне серьезно приписывали им руководство Французской революцией 1789—1703 годов, желая убрать причины объективного характера народного возмущения жестокостью тирании и подменить причины революции этакими приватными проделками «вольных каменщиков». Отчасти, конечно, это можно объяснить тем, что многие будущие деятели революции были масонами: Бриссо, Гарат, Демулен, Лафайет, Гильотен. Действительно, после взятия Бастилии в Национальном собрании было 477 масонов из 605 депутатов, но именно эти масоны в 1793 году участвовали в контрреволюционном мятеже в Лионе. Во времена Республики масоны были флюгерами, ибо руководство Великого Востока во Франции менялось в соответствии с изменением политической обстановки.
В XVIII веке в масонской среде главенствовали английские масоны, распространив свое влияние и на Россию. Русское масонство подверглось также воздействию немецкой и шведской систем.
В XIX веке пальму первенства приняли французские масоны. Благотворительность масонов не мешала им совершать политические убийства. Лео Таксиль, обучавшийся в иезуитском колледже, Пыл масоном, но вскоре разочаровался в их идеалах и тактике, выступив с обличительной книгой «Тайны франкмасонства», где описаны многочисленные заговоры масонов. Таксиль обрисовал убийства масонами испанского маршала Прима, президента Эквадора Гарсия Марено, маршала Куена и других.
Во второй половине XIX века деятельность масонских руководителей была направлена против распространения научных и атеистических знаний. К тому периоду почти сто лет существовал орден розенкрейцеров, особая разновидность масонства, организационные формы и устав, обряды и символика которого были аналогичны масонским. Члены этого ордена занимались преимущественно алхимией, кабалой и теософией. Они варили «философский камень» и стремились превратить неблагородные металлы в золото и серебро, чем обеспечить человечеству процветание. Руководствуясь мистическими восточными писаниями, деятели этого ордена боролись с истинно научными методами исследования природы, встав на путь открытого ретроградства.
Сейчас на Западе существует множество периодических издании, в полной мере продолжающих темную кухню розенкрейцеров, поощряющих насаживание теософии, кабалы и мистики. Все эти издания и организации преподносятся пропагандой, конечно, как бесклассовые. И требуется немало знании, логики и времени для понимания, что не может быть чего-то среднего, нейтрального, что любое объединение обязательно классовое и, следовательно, партийное, что таинственные прорицатели будущего и астрологи, нашедшие себе благодатную почву в капиталистическом мире, поощряются правящей верхушкой именно потому, что уводят мятущиеся, тяготящиеся умы от активной борьбы с существующим неравенством в оккультный потусторонний мир «абсолютной», «надклассовой свободы». Буржуазии выгодно, чтобы труженики занимались копанием в своем «втором Я», самоанализом, а не анализом причин, породивших каторжный труд большинства для наживы меньшинства. И масоны целиком и полностью поддерживают такую политику, Вот, например, откровения знаменитого масона аббата Мабли, которым восхищался деятель Французской революции Марат. В книге «Права и обязанности гражданина» Мабли более чем откровенно выразил отношение буржуазии к пролетариату: «Рабочий не может принимать никакого участия в управлении. Афинская республика погибла из-за своих демократических опытов. В правительство можно допускать только людей состоятельных, потому что физический труд унижает душу, заставляя человека бороться за кусок хлеба. Только у богатых есть отечество».
В той же книге Мабли, говоря о трудящихся, заявляет, что бог «воистину предназначил подонков человечества служить, если мне будет позволено сравнение, не чем иным, как балластом на корабле общества, неспособным мыслить из-за неповоротливости своих мозгов».
Теперь, разумеется, никто из масонских деятелей не кричит громогласно, что трудящиеся — это балласт общества. Опыт первого в мире социалистического государства наглядно показывает, что союз рабочих и крестьян может вымести из страны действительный буржуазный балласт, тянущий общество в болото мистики и поповщины. Масоны хорошо помнят об этом. Но...
Идеология, провозглашенная Мабли, в завуалированном виде является руководящей и в современном масонстве. Тактика балансирования между правящей и оппозиционной партиями, тактика соглашательства — вот композиция медоточивых, слащавых масонских напевов.
Эта слащавость масонов перед второй мировой войной играла на руку «коричневой чуме». В 1937 году конгресс масонских лож заявил, что традиции не позволяют нм вмешиваться в борьбу между непосвященными («профанами»), и призвал к «Экономическому урегулированию» отношений с Гитлером, Соглашательство обернулось катастрофой и для самих масонов. В 1940 году маршал Петэн издал декрет, запретивший все тайные общества на территории Франции. Масонов преследовали, заключали в тюрьмы, вследствие чего они приобрели некоторую популярность в оккупированной фашистами стране. Гитлер ненавидел масонов и даже учредил антимасонскнй музей в Нюрнберге.
Ныне масоны уже не имеют такого влияния в политических сферах Франции, как до войны. Но, тем не менее, они представляют определенную политическую силу, несмотря на разногласия между двумя главенствующими ложами.
Нынешним депутатам-масонам уже не приходится, как ранее, рассчитывать на диктат в законодательстве, политической жизни, Канули в Лету времена, когда в Национальном собрании было до 90 процентов депутатов из «вольных каменщиков».
«Современное масонство нуждается в обновлении». Под таким лозунгом во Франции в 50-е годы возникло движение, руководимое одним врачом. Это движение стремится сделать масонство орудием социального преобразования, сохранив старинные ритуалы. Они видят будущее масонства в вечерних школах, французском Ротари-клубе, теософических обществах.
Технический прогресс коснулся масонских обрядов. Непременные атрибуты масонских ритуалов — циркуль, наугольник, молоток — теперь пополнились микрофоном, которым пользуется Великий мастер. Хорошо замаскированные динамики тысячекратно усиливают звук, эхом перекатывающийся под лазурными сводами ложи, электризуя, экзальтируя участников ритуала. Обряды теперь существенно упростились, хотя фонарь в виде черепа продолжает оставаться неотъемлемой частью процедуры. Магнитофонные записи ужасных воплей, криков сменяются таинственной и мрачной музыкой, на фоне которой череп-фонарь изуверски подмигивает в полумраке, наводя даже на самых смелых дрожь и ужас.
Французским масонам, конечно, трудно конкурировать с английскими. Их годовой бюджет не превышает двух миллионов франков. Великая английская ложа имеет капитал в два миллиона фунтов стерлингов, а если прибавить капиталы всех провинциальных лож шотландских и ирландских организаций, то капиталы английских масонов удесятерятся. Сообразно доходам английские масоны имеют солидные штаб-квартиры, как, например, высотный «Фримейсонз-холл» в Холборне, служащий одним из ориентиров в Лондоне. Английские масоны позволяют себе расходовать на благотворительные нужды более полумиллиона фунтов в год. Это и не удивительно. Бюджет английской ложи хорошо сбалансирован — доходы превышают расходы. Ведь каждая должность на масонской иерархической лестнице стоит денег, И немалых. Должность высокочтимого мастера, например, оценивается от 50 до 100 фунтов, смотря по значимости ложи. А вступительный взнос неофита составляет 10 гиней.
Деньги движут масонством. Деньги и влекут к масонам. Казалось бы, что привлекательного можно найти для деловых людей Сити в ежегодно повторяемых ритуалах? Однако, по признанию лондонского «Обсервера», в масонские ложи идут бизнесмены, продающие стоматологическое оборудование и установки (http://www.greendent.ru/) , юристы, медики, чтобы приобрести хорошие знакомства, чтобы выколачивать из своих предприятий и организации еще больше прибылей. Вступление в союз «вольных каменщиков» — иногда единственный способ выбиться в люди среди жестокой коррупции и конкуренции капиталистического общества. В масонские ложи идут не для того, чтобы «стремиться к материальному и нравственному улучшению, к духовному и социальному усовершенствованию человечества», как гласит и рекомендует масонский устав, но идут, чтобы организоваться и еще изощреннее выжимать из трудящихся миллионные прибыли. Современное масонство, как и в прошлом, служит для достижения власти — политической и экономической.
В уставе Великого Востока есть красивые слова о том, что масонство имеет своим принципом взаимную терпимость, уважение чужой и своей личности, абсолютную свободу совести... Его девиз: Свобода, Равенство, Братство...
Но практические деяния современных масонов все чаще расходятся с идейными установками. Президент США Л. Джонсон, будучи масоном, отдавал приказы утверждать свободу, равенство и братство во Вьетнаме с помощью напалма. Всеобщую любовь и терпимость показала чикагская полиция, среди которой тоже есть масоны. Ведь в начале 60-х годов в США насчитывалось 49 великих и 15 770 зависимых масонских лож. Неподалеку от «гордого Альбиона», в Северной Ирландии, гоже имеются свои масоны. В 1795 году в деревушке Лоугголь состоялось собрание «оранжистов» — воинствующих протестантов, объявивших непримиримую войну католикам. Общество продолжает функционировать и ныне, заимствовав многие идеи и обряды у масонов, «Оранжевый орден», или «оранжисты», официально с масонами не связан, а потому смело занимается политикой, чего в принципе не могут делать масоны. Среди членов «оранжистов», большинство которых принадлежит к правящей юнионистской партии, множество «вольных каменщиков». Недавно эти «каменщики» решили вспомнить, что раньше масонство было деятельным, практическим, пока не стало символическим, а потому взяли в руки камни и… забросали ими мирную демонстрацию в Лондондерри. Эти камни сразили руководителя марша Майкла Фарелла. В больницы доставлено более 150 раненых.
Правда, камни не единственное, что пускают в ход нынешние «строители». По наущению своего бесноватого фюрера, новоявленного мессии, протестантского проповедника Иана Пэйсли, они бросаются на демонстрантов с дубинами и железными прутьями. Их сборища с факелами и оранжевыми флагами, исступленными воплями о «коммунистической опасности» реально воспроизводят уже известные истории путчи Третьего рейха.
Видимо, такая деградация от божественного «не убий» до вылазок фашиствующих молодчиков не случайна для современных масонов. Не такие уж это безобидные общества, как хочет уверить «Обсервер». Это вполне ярко выраженные классовые объединения денег и власть имущих, сильных мира сего. И никакие демократические уставы, никакая благотворительность не спрячут их классовую сущность.
Масоны особенно стараются завлечь в свои сети молодежь, предлагая ей союз вне партии, вне политики, вне религии, короче, вне жизни. И добыча не заставляет себя ждать. Множество усомнившихся, отверженных примыкают к масонам. Ведь, кроме лож для бизнесменов, есть ложи и попроще. Масонство предстает панацеей от всех бед: усомнились в справедливости — вы обретете ее у масонов; вам кажется, что вера и проповедь не могут улучшить мир,— масоны укажут вам путь к счастью.
Они зовут к свободе для власть имущих, к братству для власть имущих, к равенству для власть имущих. Й путь к счастью они ищут в миазмах религиозного дурмана и мистицизма, а не в деятельной трудовой жизни народа.
Западным идеологам приходится испытывать определенные трудности с пропагандой своих идей в новых формах, а потому они не брезгают и такой изжившей себя формой мнимого всеобщего равенства людей, как масонский союз, стремясь урвать хоть малую толику умов и сердец от насущных проблем современности, стремясь привлечь их в кажущийся бесклассовым союз.
Когда-то масоны заявляли о веротерпимости и признании лишь «всечеловеческой любви», что вызвало анафему на масонские головы со стороны римских пап. Ио в 1939 году была выдвинута идея сближения масонов с католической церковью, а ныне масоны открыто заявляют о поддержке политики Ватикана. Что это, случайность? Нет, закономерность. Вчерашние враги предпочитают забыть свои распри, объединившись перед лицом смертельной опасности для них воинствующего атеизма и коммунизма.
- pastar.ru
- Просмотров: 6645
Лоцманство на морях имеет необыкновенно длинную историю. В средние века в приморских странах уже были разработаны различные законодательства, в которых нашел отражение многовековой опыт специфики и регламентации сложной и трудной лоцманской работы. Сегодняшний лоцман в качестве портового проводника — лишь одна из сторон этой профессии.
Прежде в морских провожатых нуждались не только в прибрежных районах. Лоцманов искали отважные путешественники и предприимчивые купцы, задумавшие далекие океанские переходы. Лоцманы требовались Магеллану и Америго Веспуччи. Они сопровождали многочисленные экспедиции в лабиринтах тихоокеанских островов, водили суда поморских промышленников к суровым берегам неведомых полярных земель, помогали капитанам ориентироваться в путаных и опасных шхерах северных морей. Первыми из мореплавателей лоцманы старались зафиксировать на картах и в особых сборниках (лоциях) накопленные практические знания о водных путях.
Лоцман, как правило, появлялся на всех судах дальнего плавания. Формально подчиненный власти капитана (шкипера), он оставался фактически независимым в области навигации, так как именно ему приходилось вести судно в море. Он знал берега, вдоль которых шел, отмечал местонахождение судна на карте, определял путь по компасу, пользовался астролябией для исчисления высоты солнца и звезд. Обычно никто, кроме него, не владел инструментами, которые применялись в лоцманской практике. И среди мореплавателей, зачастую не умевших даже читать, лоцманы казались почти мудрецами.
Наличие лоцмана на судне вселяло надежду на благополучное завершение плавания. От него зависели судьбы тысяч людей. Вот почему почти все средневековые законы устанавливали для лоцмана, нарушившего свои обязанности или не знавшего пути, по которому брался вести судно, самое суровое наказание — смертную казнь. Так, в законоположениях Висбю (шведский город на о. Готланде), составленных в XV веке и имевших силу и почти двухсотлетнее влияние на содержание положений о лоцманской службе на всем севере Европы, соответствующие статьи давали указание о применении высшей меры наказания к провинившемуся проводнику.
Прошла, конечно, не одна сотня лет, прежде чем исчез «дальнеморский» лоцман. Вместо него появился портовый провожатый, который встречал суда в море и приводил их в порт. Он же выводил за пределы рейда все суда, уходящие бороздить морские просторы. С XVII века лоцманская проводка во многих крупных портах становится обязательной.
В России лоцманское дело известно с древних времен. Новгородцы еще в XII—XIII веках в договорах с Ганзейским торговым союзом вносили пункты о порядке найма и условиях оплаты труда лоцманов. Русские провожатые хорошо знали водный путь, который начинался на Неве и шел по Варяжскому морю. Как отмечает Вельский сайт, на Белом море поморские «корабельные вожи» уже в XVI веке сопровождали иностранные суда, приходившие к Новым Холмогорам (будущий Архангельск). Но необычайно возросла роль лоцманов в начале XVIII века, когда Петр I начал интенсивно осваивать Балтику и Белое море. Именно в это время среди русских мореходов вошло в обиход слово «лоцман».
В 1693 году Петр I заложил на острове Соломбале (в устье Северной Двины, возле самого Архангельска — первого морского порта России) верфь и основал там Адмиралтейство. В Архангельск стали приходить иностранные суда, которые нужно было провести с моря через Двинский бар и ввести по извилистому и весьма переменчивому фарватеру в порт. Этим занимались местные «корабельные вожи», которые в совершенстве владели нелегким искусством мореплавателей. Они управляли парусниками, ходившими на промыслы морского зверя и рыбы, плавали по своим поморским лоциям в бесконечных просторах холодного моря, открывали новые земли. Знали они гидрографию и гидрологию сложного устья Северной Двины. Из них на основании указа от 30 июня 1704 года, подписанного президентом Адмиралтейства Ф. М. Апраксиным, и была составлена первая лоцманская команда.
В устье Двины предлагалось поставить предостерегательные знаки и сделать все, чтобы в первом морском порту России было так, «как в иных морских пристанях, как в иных окрестных государствах».
На Балтийском море, где приходилось воевать со шведами, в устье Невы, где строилась новая столица, нужда в лоцманах была еще больше. В личных письмах, Списках и указаниях Петра I морские провожатые упоминаются неоднократно: то речь идет об их поисках, то об отсылке в район строительства Олонецкой верфи, то об организации лоцманской службы в балтийских портах. 16 апреля 1709 года вице-адмирал Крюйс объявил «волю царя» о создании в Петербурге особой лоцманской команды из 11 человек. Но удовлетворить полностью спрос на провожатых они не могли. Петр 1 неоднократно сам выступал в качестве лоцмана. 9 сентября 1710 года он пишет английскому купцу Андрею Стейльсу: «Благодарствую Вам за приход корабля Вашего, который третьево дни счасливо сюды прибыл, на котором сами в устье были лоцманом». Царь встречал наиболее важные иностранные суда, приходящие в Петербург, за Невским баром.
О лоцманской деятельности Петра I свидетельствует и ряд документов, связанных с военными действиями на Балтийском Море во время войны со шведами. Один из них — выписка из «Журнала о походах государя Петра Великого к крепостям Выборгу, Ревелю и Риге в 1710 г.» — рассказывает об этом так: «Лед видим был в море, ветер же хотя невеликой, но весьма способной был к походу, которым его царское величество изволил идти в тот день и в ночь, имея шествие впереди на шлюпке, имел он на мачте фонарь, давая знать удобный ход, не отдаляясь с берегов, а где являлась мель, повелел фонарь спущать тогда суда останавливались; отъезжая же далее в море, сыскав удобный ход, фонарь повелел вздимать и чрез всю ночь таков имел труд». Прибыв в урочище Трагзунд, Петр отправил срочную депешу адмиралу Апраксину с указанием, «чтоб для проведения судов до выборгской атаки прислал лоцманов».
В 1722 году Морской регламент предписал «иметь довольное число лотсманов во всех российских пристанях в Синус Финикус (Финский залив — Э. И.), где сколько пристойно, для провожания кораблей и ставления баканов», во многом упорядочил отношения между «судовщиками», «корабельщиками» и лоцманами. Он рекомендовал прежде всего пользоваться услугами присяжных лоцманов, а к присяге допускались лишь «знающие ход весенней, летней и осенней воды, пороги явные или потаенные, карчи или камни или мели, по коим им вести корабль или судно».
В XVIII — начале XIX столетия лоцманская служба начала оформляться на Черном и Азовском морях, в районе Днепровского лимана. Несколько позднее лоцманские команды появились и на самой дальней окраине России — на Амуре и в тихоокеанских портах.
Не обходилось без лоцманов и на реках. Многолюдные артели провожатых (их именовали по-разному — кормщики, носники, спущики судов, якорщики, лоцманы и др.) действовали на Днепре, Западной Двине, Северной Двине, Свири, Сухоне, Мете, Волхове. Их работа очень часто сводилась к проводке караванов судов через самые трудные участки рек: знаменитые Днепровские пороги, пенистые перекаты Свири и «каменную лестницу» Боровичских порогов на Мете.
Лоцманские команды подчинялись капитанам (командирам) над морскими портами. Положение их юридически приравнивалось к правовым нормам морских команд. Но лишь в 1836 году они получили форменную одежду и то потому, что генерал-интендант Морского министерства был озабочен неприглядным видом лоцманов, появляющихся на военных судах и «особливо на придворных пароходах и яхтах во время высочайшего присутствия».
«Положением о морских лоцманах» (1890 г.) было утверждено 6 лоцманских округов — Беломорский, Балтийский, Кронштадтский, Черноморский, Каспийский и Восточный. Портовые лоцманские объединения, имевшие своеобразное устройство, обычно отличавшиеся замкнутостью н рядом специфических черт, получили свои уставы. На лоцманские должности принимали моряков, знавших основы судовождения, владевших иностранным языком, способных быстро ориентироваться в самых сложных ситуациях, прекрасно освоивших гидрологический режим того участка моря, где предстояло работать. В шторм, холод, туман выходили лоцманы встречать суда или провожать их в дальнее плавание. Тысячи судов спасли они на рейдах Балтийского моря, в проливах Моонзундского архипелага, в Онежской и Двинской губа х Белого моря. В одной из лоций начала XIX века роль портового лоцмана определялась следующим образом: «Лоцман в бурную погоду пред портом также необходим мореплавателю, как мачта и парус потребны для корабля...» И не пустыми фразами были слова лоцманской присяги: «Еще обещаю и клянусь, что вверяемые моему попечению суда буду охранять и защищать до последнего моего издыхания от всяких опасностей и всемерно предупреждать всякий вред и убытки, могущие произойти от засорения водяных путей или от корыстных и торговых расчетов, или от нерадения моего и во всех делах служения моего иметь в уме... не свои личные выгоды, но честь Российского флага, пользу морской службы...»
Эти слова никогда не расходились с делами российских лоцманов. История запечатлела на своих страницах немало подвигов, героических традиций, которые и сегодня составляют одну из славных сторон лоцманской службы.
Накануне Великой Октябрьской социалистической революции лоцманские организации представляли собой разнообразные по структуре, но общие по задачам, профессиональные объединения — так называемые товарищества, артели и общества. Открывшийся в Петрограде 20 августа 1917 года Всероссийский учредительный съезд лоцманов попытался разработать некоторые мероприятия, направленные на укрепление связей между лоцманами всех русских морей и усовершенствование лоцманской службы. На основе решений съезда был подготовлен Устав лоцманского союза, подписанный в январе 1918 года наркомом по морским делам П. Дыбенко. Первая всероссийская лоцманская организация ставила перед собой следующие задачи: обеспечение безопасности плавания, т. е. правильное функционирование лоцманской службы, ее дальнейшее развитие и усовершенствование; объединение всех лоцманов, содействие профессиональному развитию своих членов; улучшение быта лоцманов, оказание материальной помощи им и членам их семей.
В суровые и сложные годы гражданской войны и иностранной интервенции торговое мореплавание резко сократилось, некоторые лоцманские организации прекратили свое существование, другие же неоднократно подвергались различным преобразованиям. Петроградские лоцманы с 1 сентября 1917 года были зачислены на военно-морскую службу по вольному найму при Петроградском военном порте. Кронштадтские лоцманы к исполнению военно-морской службы были привлечены еще в 1915 году и работали в составе боновой партии Охраны Кронштадтского рейда.
На Белом море прославленные архангельские лоцманы активизировали свою деятельность с момента установления Советской власти — с февраля 1920 года. На Черном море возобновление проводки судов николаевскими лоцманами началось также лишь после изгнания белогвардейцев в феврале 1920 года. Почти в то же время развернули работу новороссийские лоцманы, которым приходилось осуществлять сложную проводку судов через минные заграждения в районе Геленджик — Новороссийск — Анапа. В декабре 1920 года была образована группа крымских лоцманов для работы в районе Севастополь — Скадовск — Ласпинская бухта.
Междуведомственное совещание по вопросам реорганизации лоцманской службы, состоявшееся в марте 1922 года, постановило иметь морских лоцманов в следующих местах: на Черном море — в Одессе, Николаеве, Очакове, Херсоне, Севастополе, Керчи (для всех портов Азовского моря) и в Новороссийске; на Балтийском море — в Кронштадте н Петрограде; на Белом море — в Архангельске н Онеге; в Кольском заливе Баренцева моря — в Мурманске. Начальники остальных морских портов создавали лоцманские организации по мере надобности.
В июле 1922 года был утвержден Устав морских лоцманов, узаконивший их положение в качестве военных моряков. Статьи Устава, касающиеся специфики лоцманской службы, развивали и дополняли Положение 1890 года.
На сложную и ответственную лоцманскую работу обычно шли моряки, имевшие большой опыт судоводительской практики, знавшие как свои пять пальцев район, в котором предстояло сопровождать суда, владевшие иностранными языками. Развивалась техника, совершенным радиолокационным оборудованием оснащались суда, однако лоцманы оставались незаменимыми помощниками капитанов.
Исключительно важной оказалась роль лоцманов во время Великой Отечественной войны. Их искусством были спасены тысячи судов, выведенные огненными фарватерами из-под вражеского обстрела и бомбардировок в безопасные места. Во время блокады Ленинграда под самым носом врага балтийские лоцманы Трофимов, Афанасьев, Прокофьев н другие в полной ночной темноте водили суда по Ленинградскому морскому каналу. Даже сейчас, когда сотни огней освещают канал, когда весь фарватер обозначен буями и бочками, суда идут здесь с опытными лоцманами или же пользуются услугами лоцманской станции локационной проводки. На Баренцевом море военный лоцман Сучков через горнило Мотовского залива провел к героическому Рыбачьему около 100 кораблей и судов под бомбежкой и обстрелом немецких береговых батарей.
Свои негромкие подвиги ежедневно совершали лоцманы Черного моря. В районе Новороссийской военно-морской базы, откуда шло все снабжение Одессы и Крыма, нм пришлось срочно осваивать новые фарватеры и водить в ночной кромешной тьме суда с военным снаряжением, десантом, ранеными и продовольствием. Под свист снарядов и разрывы бомб, среди минных заграждений черноморские лоцманы Твердохлебов, Глазко, Бузько, Клименко, Швец и Биюль работали на таких фарватерах, по которым до войны не решился бы пойти ни один даже бывалый лоцман.
И в мирное время лоцманы всегда на самых трудных участках. Они — первопроходцы, осваивающие все новые и новые фарватеры. Используя веками накопленный опыт своих предшественников — знаменитых кормщиков-поморов и сложнейшую радиолокационную аппаратуру, современные лоцманы успешно работают в сложных в навигационном отношении районах арктических морей. Они проводят морские суда трудными фарватерами Енисея, Хатанги, Анабара, Колымы. Но не только в высоких широтах неоднократно проявлялось мужество и мастерство лоцманов. В районе Суэцкого канала, «начиненного» минами и неразорвавшимися снарядами, оставшимися от израильской агрессии против Египта, и других арабских стран, советские лоцманы еще раз доказали извечную нужность и важность своей профессии.
Современные суда, как правило, застрахованы от тайфунов н ураганов — электронная техника заблаговременно предупреждает их об опасности. Но на морских дорогах стало тесно, особенно в прибрежных узкостях, на подходах к портам, и катастрофы здесь без традиционной фигуры лоцмана неизбежны. Лоцман — добрый вестник берега, как представитель города и государства первым поднимается на судно и провожая в дальний путь, последним покидает его.
- pastar.ru
- Просмотров: 8349
Этот приземистый, кирпично-красного цвета дом, прочерченный по фасаду белыми полосами пилястр, весьма стар, Когда-то здесь в громадном по тогдашним понятиям зале дворца генерал-губернатора, светлейшего князя А, Д. Меншикова собирались знаменитые петровские ассамблеи, устраивались пышные свадьбы знатных особ, в этих стенах царь Петр принимал иноземных послов и купцов.
В своих восторженных описаниях современники признавались в том, что не было в Петербурге первой четверти XVIII века второго такого здания. Дворец «обширнейший и великолепнейший во всем Петербурге»,— пометил в своем «Дневнике» камер-юнкер Берхгольц. Даже царские Летний и Зимний дворцы уступали палатам Меншикова по величине и красоте. Из современных зданий в подобном стиле можно отметить мини отель Невский, Санкт Петербург. (Уместно напомнить, что происходило сие отнюдь не из-за желания светлейшего, как полагают некоторые, затмить царя, а единственно потому, что дворец губернатора был главным присутственным местом молодой столицы государства Российского и выглядеть должен был сообразно этому...)
Кто автор проекта здания — неизвестно. Возможно, им был итальянец Джованни Марио Фонтана, который достраивал для Меншикова Лефортовский дворец в Москве и заложил дворец в Ораниенбауме, А быть может, Фонтана лишь консультировал строительство. Возводил дворец (по нынешним понятиям был производителем работ) архитектурных дел мастер немец Готтфрид Шедель, Сам он в одной из челобитных писал об этом так: «По прибытии моем в Санкт-Питербурх определен я был от его императорского величества,., к князю Меншикову для строения в Санкт-Питербурхе его Меншикова палат...»
Свое прямое назначение дворец выполнял недолго: в 1727 году, после падения и ссылки Меншикова,. в нем поместили коммерц-коллегию, а спустя пять лет: здание со; всеми службами передали Сухопутному шляхетскому (дворянскому) корпусу, названному позднее Первым кадетским корпусом.
Новым владельцам мешали росписи, золоченая резьба скульптурные украшения. Их безжалостно забеливали, снимали, сбивали. Внутренние покои перепланировали, многие окна и двери заложили. Изменив декоративную отделку стен и потолка ассамблейного зала, его приспособили под церковь. В итоге от былого великолепия, так восхищавшего некогда гостей князя, почти ничего не осталось.
Когда в начале 1966 года порог бывшего дворца переступили научные сотрудники специальных научно-реставрационных мастерских, их глазам предстали убогие, канцелярского типа комнаты с белеными потолками и крашенными масляной краской стенами, ничем не похожие на интерьеры палат Меншикова. Лишь в Петровских комнатах, точнее, в Варваринской половине, предназначавшейся для родственницы князя Варвары Арсеньевой, а позже переделанной под парадные апартаменты губернатора, уцелели, правда, со значительными утратами, четыре облицованных дельфтским кафелем зала да орехового дерева с живописным плафоном кабинет. Первоначальные формы сохранили, по-видимому( также вестибюль и лестница.
Вести реставрационное обследование поручили архитектору А. Э. Гессену. Знаток петровской эпохи, он восстанавливал из руин Монплезир в Петродворце, реставрировал дворец Петра в Летнем саду в Ленинграде. Александр Эрнестович начал тщательное обследование всего строения, выявляя по едва заметным признакам из-под шелухи позднейших наслоений и перепланировок подлинный облик дворца. Задача осложнялась отсутствием старинных планов или чертежей — помочь могла только интуиция. Убрали все позднейшие деревянные и кирпичные перегородки. Спустя несколько недель в первом этаже удалось открыть необыкновенные по своей выразительности и очертаниям залы — единственные в своем роде образцы гражданской архитектуры начала XVIII века, выполненные в классических формах древнерусского каменного зодчества. Целый «учебник» но истории древнерусской гражданской архитектуры. Светлейший возводил свои хоромы с размахом и мог позволить себе роскошь созвать мастеров из разных концов государства — пусть, дескать, все видят, как могут строить в России! Одно помещение выкладывали в кирпиче ярославцы, другое — москвичи, третье — суздальцы, а в других — приложили руки вологодские, ростовские, новгородские, псковские каменных дел мастера, И какая же у них богатая фантазия! Что ни зал, то новый рисунок свода. Сомкнутые своды с распалубками, крестовые, коробовые с подпружными арками, шатровые... Одиннадцать типов сводов!
Под сбитой в залах штукатуркой, вернее, под нагромождением нескольких ее слоев, накопившихся за 250 лет, обнажилась обмазка стен, выполненная еще при Меншикове. Ее наносили тонким слоем, сохраняя тем самым всю живость каменной кладки, Попутно нашлись и фрагменты старой окраски, что позволит в будущем восстановить цветовой декор залов.
Как и следовало ожидать, при контрольных расчистках нашлись первоначальные дверные проемы. Широкие, они протянулись по оси дворца. Их освободят и тем самым возвратят помещениям прежнюю планировку. Открыты также заложенные оконные проемы, а форма существующих, как выяснилось, была при перестройках грубо изменена. Обнаружили еще один выход на улицу. Начальство кадетского корпуса, которому выход мешал, приказало его заложить. Приказ выполнили, но… по лености оставили внутри дверь. Да какую! Не строганную, а тесанную топором из толстых плах. Она сохранилась вместе с косяком, коваными железными петлями и ручкой. Дверь осторожно сняли, спрятали.
В восстановленном дворце она займет свое прежнее место, подлинная дверь 1710-х годов. Кроме того, она может послужить эталоном для изготовления остальных дверей.
Еще неожиданность. Делали расчистки па парадной лестнице. Обнаружили замурованные окна, концы спиленных балок междуэтажных перекрытий. Но когда на лестничной площадке из-под кирпича показалась целехонькая оконная фрамуга с осколками старинного, так называемого «лунного» стекла, тут и невозмутимый Гессен не выдержал. Ведь существуют еще только две подобные фрамуги с таким же блеклым стеклом — в темном коридоре Летнего дворца в Летнем саду!
Александр Эрнестович, рассказывая об этом случае, добавляет, что в процессе реставрации палат Меншикова существующие ныне оконные рамы заменят другими — с мелким в клеточку переплетом, до образцу XVIII века.
— А стекло? — спросил я.
— Поставим «лунное». Во время реставрации Монплезира академик Николай Николаевич Качалов по нашей просьбе восстановил технологию — довольно сложную — изготовления такого стекла. Достаточно сказать, что вытягивалось оно вручную в виде диска, который затем разрезали на квадратики.
Кропотливые поиски первоначального облика строения продолжались. Выяснилось, что стены, своды, колонны сплошь расписаны под мрамор. Ничего подобного не встречалось до сих пор в русской архитектуре той поры. На верхней площадке парадной лестницы обнаружили фрагменты редчайших росписей, имитирующих лепной архитектурный декор. Там же, соскоблив вековые наслоения извести, раскрыли мастерски вырезанную из камня капитель колонны. Все эти находки значительно обогащают наше представление об отделке интерьеров петровского времени.
Еще при первом, беглом осмотре постройки реставраторы обратили внимание на необычно низкие помещения подвала. Вряд ли их специально делали такими, чтобы ходить согнувшись в три погибели... Убрали в одном месте позднейший деревянный настил, сняли толстый слой земли и мусора. Дошли до выложенного из специального кирпича фигурного «паркета». Таких удивительных полов нет ни в одном из сохранившихся до наших дней старинных зданий. Сам же подвал оказался цокольным этажом дворца — с высокими сводчатыми потолками и на три четверти заложенными окнами. Тогда снаружи, справа от главного входа в палаты, сделали глубокий раскоп, в котором открылись белокаменные, строгих очертаний основания пилястр архитектурные обрамления заложенных кирпичом окон. Дело в том, что за два с половиной столетия, прошедших с основания дворца, в результате устройства Невской набережной и неоднократных ее подсыпок нижняя часть здания оказалась заваленной землей на полтора метра. Тем самым грубо нарушились все пропорции строения. В процессе реставрации фасады дворца полностью откопают.
Настала очередь Варваринской половины. Первая комната — сравнительно небольшая, нечто вроде передней. Гладкие, оштукатуренные стены. На потолке круглые медальоны с еле различимыми под густым слоем извести женскими фигурами. Осторожно расчистили одну из них. Нимфа правосудия — уникальный образчик русской светской скульптуры начала XVIII века. Выполненная вручную, в технике так называемого «намазного гипса», она отличается тонкостью рисунка, совершенством линий. Всего медальонов семь, фигуры на них разные. В сокровищницу отечественного искусства прибавилось семь шедевров, созданных безвестными, несомненно, талантливыми, ваятелями по заказу Меншикова.
В следующих четырех залах — они предназначались, очевидно, для лиц, ожидавших приема у князя,— потолки и стены сплошь облицованы драгоценными, ручной работы, расписными изразцами. Словно голубизна далекого Северного моря пришла в Петербург с этими рисованными кобальтом плитками, причем рисунки на них самые разнообразные, почти не повторяются. Их доставили на берега Невы из голландского города Дельфта — центра знаменитого фаянсового производства XVII—XVIII веков.
По преданию, Петр заказал эти изразцы для своих дворцов — Монплезнра и Летнего, Однако Меншиков перехватил их и с безрассудной расточительностью использовал для отделки покоев губернаторского дворца. Петр «зело осердился» и повелел немедля возместить похищенное. Меншиков срочно выписал из Голландии мастеров, наладил под Петербургом производство «черепичков с синими фигурами на голанский манир» и украсил ими царские дворцы в Петергофе и Летнем саду.
К сожалению, в меншиковских палатах много изразцов утрачено. По просьбе реставраторов еще в период восстановления Монплезира сложную задачу решили ленинградцы — покойный керамист П. Н. Алексеев и художник В. А. Мицкевич. Сделанные ими после настойчивых поисков изразцы практически неотличимы от подлинных. Новыми изразцами уже отделаны покой Монплезира и Летнего дворца Петра.
Такими же изразцами будут восполнены утраты дворца Меншикова. А чтобы было видно, где плитка из Дельфта, а где современное повторение, тонкая гипсовая полоска отделит оригиналы от копии.
Наиболее богато украшенное помещение дворца — кабинет Меншикова. Полированные, с инкрустациями панели орехового дерева — во всю высоту комнаты. Пилястры с резными золочеными капителями. Весьма замысловатая по форме отделанная фаянсом печь русской работы.
Торжественное впечатление усиливает прекрасный плафон, выполненный знаменитым живописцем Ф. Пильманом. На ярком золотом фоне сплелись крылатые драконы, причудливо вьющиеся растения. Расположенные по углам композиции женские головки изображают, по преданию, жену и дочерей князя.
Долгие годы считалось — об этом писал петербургский историк В, Курбатов,— что плафон исполнен на золоченой коже. Но вот его коснулся скальпель реставратора, и вместо кожи оказался добротный льняной холст.
Однако самое необыкновенное было впереди; Когда плафон осторожно сняли для последующей реставрации, под ним открылся потолок, хранивший следы сбитых гипсовых обрамлений. На свободных плоскостях сквозь слой побелки проглядывали размытые цветовые пятна — как будто остатки неких росписей. Это было тем более странным, что плафон работы Пильняку появился в кабинете еще в начале 1720-х годов. Неужели существовал более ранний?
Вызвали опытного художника-реставратора Б. Н, Косенкова. С волнением принялся он за расчистку. Постепенно на потолке кабинета начали проступать развевающиеся знамена, боевые трубы, пушка, сложенные около нее ядра, а затем и портрет военного в шлеме и кирасе, напоминающий изображения молодого Петра I. Потолок меншиковского кабинета украшал первый дошедший до нас плафон не с библейским или мифологическим сюжетом, а с вполне реальной житейской сценой. К тому же написан он незаурядным художником в манере московской школы XVIII века.
Взглянуть на фрагмент плафона приехал директор Эрмитажа Б. Б. Пиотровский с группой научных сотрудников музея,
— На мой взгляд,— сказал он,— это одна из крупнейших и интереснейших художественных находок нашего времени.
Теперь ученые в некотором замешательстве: как быть с холстом Пильмана? Если его вернуть в кабинет, он закроет более ранний плафон. Может быть, поместить в противоположной половине дворца, в комнате, точно повторяющей размерами кабинет Меншикова? Хотя кто поручится, что потолки комнат той половины не таят забеленных некогда росписей?..
В целом же в меншиковских светлицах множество всяческих неожиданностей, и до полного раскрытия подлинного облика здания реставраторам придется еще немало потрудиться.
Уже сегодня они задумываются над тем, где раздобыть дубовые бруски для будущих оконных переплетов и широченные сосновые плахи для устройства полов первого этажа, кому заказать «лунное» стекло, специальный кирпич для реставрации «фигурного паркета», кованые металлические навесы и ручки для дверей. Нужны мастера для обмазки стен, кладки замысловатых фигурных печей. Впрочем, ленинградцы имеют уже порядочный опыт — они превосходно возродили из руин Монплезир, дворец в Павловске, успешно восстанавливают Большой Петергофский дворец н Большой Екатерининский дворец в городе Пушкине, Справятся они, конечно, и с Меншиковскими палатами.
В 1972 году — дата окончания всех поисковых и реставрационных работ—в бывших покоях князя А. Д. Меншикова открылся большой музей эпохи первой четверти XVIII века — филиал Государственного Эрмитажа.
- pastar.ru
- Просмотров: 8762
В Архангельской губернии состоит вообще: мужескаго пола 72660 душ, женскаго, кроме жен и дочерей лопарских - 112915
Такое превосходство в числе женскаго пола пред мужским, в губернии сей происходит не от того, чтобы девочек рождалось более, нежели мальчиков; но главною причиною сего неравновесия то, что, жители здешние упражняются в опасных морских, рыбных и звериных промыслах, вдаются бурливому и страшному от носимых ледяных громад Северному океану, причем мущин ежегодно великое число погибает. Нет почти ни одного семейства, в котором бы отец, или брат, или сын не утонул.
Впрочем из сравнения нескольких годов метрических книг, оказывается следующее:
1. Что из числа жителей, умирает людей не сравненно более в городах, нежели в деревнях.
2. Что большею частью половина рожденных умрает до 19 летняго возраста.
3. Что число рождающихся мальчиков, к числу девочек, содержится как 104 к 100 но мальчиков помирает более нежели девочек. В полном, возрасте число обоих полов почти равняется.
4. По сложности число ежегодно умирающих состоит в 2877; рождающихся же в 3866; но вообще приумножение народа в течении взятых в примере четырех лет, не более восходит до 3783 душ мужескаго пола. Но и в сии четыре года оказывается, что число умерших мальчиков превзошло умерших девочек 887. Прошедший 1797 год очень отличается множеством умерших.
5. Малолетних помирает более на 1-м и втором году возраста, потом до 9-ти лет, и через то прибыль новорожденных весьма уменьшается. Меньше умирает людей от 20 до 29 лет, а и того меньше в последнем возрасте, от 50 до 80 лет.
6. В некоторые годы рождается более мальчиков, нежели девочек, а в другие более девочек, нежели мальчиков.
- pastar.ru
- Просмотров: 3365
История мореплавания в нашей стране уходит своими истоками в глубь веков. Известны морские походы славян в VI—-VII вв. н. э. Суда новгородцев бороздили воды Балтийского и Белого морей, Северной Атлантики. Поморы на своих кочах промышляли морского зверя от Шпицбергена до Енисея.
Без карт, иногда даже без компаса, наши предки совершали многомильные морские переходы, пользуясь только дедовскими наставлениями. Безграмотность, царившая в средневековой России, тормозила развитие мореплавания. Проходили столетия, а наука судовождения оставалась прежней. Сведений о каком-либо морском учебном заведении в допетровской России нет. Первая «Навигатская школа» была учреждена указом Петра I в 1701 г. в Москве. В ней готовили не только к морской службе, но и во все роды военных и гражданских служб: инженеров, артиллеристов, учителей, геодезистов, архитекторов, гражданских чиновников и т. п. «Навигатская школа» была знаменательной вехой в истории морского образования, она способствовала развитию морских наук в России, но кадров для торговых судов не готовила, и на них царила прежняя безграмотность.
Подготовка штурманов и шкиперов специально для торгового флота началась в конце XVIII в. Однако первые русские штурманы получали образование не в морском учебном заведении, а в школе геодезистов, основанной в Иркутске в 1753 г. Некоторые воспитанники этой школы плавали на торговых судах по Байкалу и Охотскому морю.
С 1768 г. на купеческие суда с дипломированными шкиперами-иностранцами стали направлять русских матросов, которые после получения «одобрительного свидетельства» от хозяина допускались к экзамену при адмиралтействе и получали аттестаты на звание шкипера, штурмана или боцмана.
В 1786 г. в Петербурге по приказу Екатерины II было основано училище, названное «городской школой кораблестроения и водоплавания». Рассчитано оно было всего на 30 человек. Но опыт оказался неудачным: из-за плохой постановки учебной работы и финансовых трудностей в 1803 г. оно было закрыто. Желающих стать шкипером торгового флота прикомандировывали к Кронштадтскому и Николаевскому штурманским военно-морским училищам.
К началу XIX в. жизнь уже настоятельно требовала создания какой-либо определенной системы подготовки моряков торгового флота. Первым, довольно крупным и долговечным учебным заведением такого рода в России, стало Петербургское училище торгового мореплавания, открытое в 1829 г. Оно готовило шкиперов, штурманов, а также кораблестроителей. На учебу принимались дети купцов и мещан в возрасте 15—17 лет. В 1832 г. для училища построили первое в России учебное судно — бриг «Граф Конкрин» грузоподъемностью 140 т. Летом воспитанники направлялись на практику как на свое учебное судно, так и на купеческие суда.
В 1848 г. училище передали Морскому министерству, перевели в Кронштадт и переименовали в Роту торгового мореплавания.
Подобное учебное заведение было учреждено в 1834 г. и в Херсоне. Оба училища были закрытого типа. Воспитанники находились на государственном содержании (казенно-коштные) или на собственном (пансионеры). За обучение последних вносилась плата родителями или тем учреждением, которое послало их учиться. Обучение продолжалось четыре года, из них два — в младшем классе (приготовительном) и два — в старшем (навигационном). В младшем классе проходили арифметику, алгебру, геометрию, плоскую тригонометрию, чистописание и такелажные работы. В старшем — алгебру, сферическую тригонометрию, навигацию, астрономию, лоцию, морскую практику, корабельную архитектуру, корабельное черчение. Кроме того, проходили географию, рисование, русский, немецкий и английский языки. В херсонском училище вместо немецкого и английского языков изучались французский, итальянский, греческий и турецкий. Начиная с 1857 г. в Кронштадтской Роте начали читать курс коммерческого права. Оба училища отличались серьезной постановкой обучения. Строгая дисциплина и обширные программы, особенно по предметам математического цикла, позволяли готовить в них квалифицированных судоводителей.
Кроме Кронштадтского и Херсонского училищ, были морские учебные заведения и другого типа. Так, в Риге существовало училище торгового мореплавания чисто гражданской структуры, куда принимались без различия сословий юноши не моложе 14 лет, проплававшие не менее пяти месяцев матросами (чего не требовалось для поступления в другие морские училища). Занятия проходили с ноября по март. Летом ученики самостоятельно поступали на суда.
Те, кто пропускал летнюю практику, к дальнейшему посещению училища не допускались. Полный курс обучения продолжался два года. Преподавание велось на немецком языке. От преподавателей требовалось, чтобы они в звании шкипера проплавали на купеческом судне не менее шести лет. Училище было рассчитано на сорок человек. Обучение платное — 12 руб. за зиму. После экзаменов выпускники доплавывали пятилетний матросский стаж, нужный для получения штурманского диплома.
Другим типом морских учебных заведений были шкиперские курсы в городах Кеми и Архангельске. Белое и Баренцево моря издавна являлись районом интенсивного морского промысла, однако поморы долгие годы были лишены возможности получать хотя бы элементарное морское образование.
Курсы утвердили в 1841 г. по представлению архангельского гражданского губернатора. Их открытие состоялось в феврале 1842 г. с испытательным сроком до 1846 г. По-видимому, у правительства существовали сомнения в их необходимости, и судьба курсов все время была неопределенна.
К занятиям на курсах допускались все желающие, без различия звания и возраста. Учебная программа была довольно ограничена: теория и практика кораблевождения, практическое кораблестроение и норвежский язык. Основной контингент учащихся составляли дети бедных родителей. Зажиточная часть поморов относилась к курсам неодобрительно и детей своих туда не посылала. В 1846 г. для Архангельских курсов приобрели учебное судно-шхуну «Ломоносов». Некоторые подробности можно узнать на архангельском сайте.
По инициативе комитета развития торгового мореплавания в 1861 г. при Либавской прогимназии был учрежден навигационный класс, выпускавший ежегодно два-три человека. Просуществовал он недолго, до 1867 г., и особого значения в истории морского образования не имел. Каждый год все эти училища заканчивало около 40 человек.
В середине XIX в. в печати стали появляться статьи, осуждавшие систему подготовки моряков торгового флота и предлагавшие различные реформы морского образования.
В пользу такой реформы говорило многое. Во-первых, учебные заведения закрытого типа дорого обходились государству. Во-вторых, ввиду своей малочисленности, и ограниченного количества мест в каждом они не удовлетворяли потребностей торгового флота в квалифицированных кадрах. В результате на русских судах было много шкиперов-практиков без морского образования или же иностранцев.
Кроме того, училища были заполнены людьми, поступившими в них не по призванию, а только для получения дарового образования. Учеба же для детей «морского сословия» — рыбаков и моряков — фактически была недоступна. И в довершение всего неправильное барское воспитание в стенах училища закрытого типа было причиной того, что из них выходили белоручки, которые, столкнувшись с тяжелой работой на море, скоро ее бросали и устраивались на берегу.
В печати тех годов часто встречаются упоминания о недружелюбном, а подчас и прямо враждебном отношении шкиперов к выпускникам училищ. Объяснялось это не только тем, что'последние не имели достаточных практических навыков, но и боязнью шкиперов, большей частью людей малограмотных, за свои места.
В 1860 г. чиновнику по особым поручениям при Морском министерстве статскому советнику В. Доргобужинову было поручено заняться изучением положения мореплавания за границей и описанием состояния русского торгового флота. Эта работа продолжалась несколько лет. И, наконец, в 1867 г. был опубликован закон об учреждении взамен существовавших закрытых учебных заведений мореходных классов. Они могли быть открыты с разрешения Министерства финансов в любом городе или даже в селе. Община брала на себя расходы по их содержанию, а государство давало субсидии в размере до 500 руб. Для поступления отменялись все сословные и возрастные ограничения. Поступающий обязан был лишь иметь опыт плавания на судах и уметь читать и писать. Преподавание в классах велось, преимущественно в зимние месяцы. Делились они на 3 разряда: 1-й разряд — для подготовки штурманов каботажного плавания; 2-й—-для подготовки шкиперов каботажного и штурманов дальнего плавания; 3-й — для подготовки шкиперов дальнего плавания.
Число учащихся в классах было самое разное. Наиболее крупными были Айнажские и Херсонские, где насчитывалось 108—110 учеников, а например класс в Газоу состоял только из 5 человек, в Поти и Палангене — из 8.
Основным положительным качеством мореходных классов была их доступность, кроме того, увеличилось число выпускаемых судоводителей. Однако недостаток средств не позволял обеспечить классы необходимыми пособиями и содержать достаточно квалифицированных преподавателей. Они долгое время никем не инспектировались и были полностью предоставлены сами себе. Вскоре выяснился еще один изъян. По замыслу авторов реформы, классы предназначались для людей, связанных с морем: рыбаков, матросов, недипломированных шкиперов. На деле получилось иначе. В них поступало много совершенно случайных людей, стремившихся получить дипломы, освобождавшие от воинской повинности. Кроме того, здесь имели возможность закончить свое образование лица, исключенные из других учебных заведений за неуспеваемость или скверное поведение. Все это, конечно, не могло пройти бесследно, и по уровню своих знаний окончившие классы стояли исключительно низко. Недаром один из публицистов того времени назвал мореходные классы «пигмейскими школами».
Вот несколько цитат того времени из газеты «Южанин»: «Мореходные классы вообще нельзя считать учебным заведением». «Общее впечатление, вынесенное из ближайшего ознакомления с Николаевскими мореходными классами, таково, что контингент воспитанников его в громадном большинстве представляет недисциплинированный сброд молодых людей, нисколько не интересующихся ни наукой, ни той специальностью, которую они сами избрали». «Нужны закрытые учебные заведения, со сроком обучения 5-— 6 лет, а мореходные классы преобразовать в матросские классы».
В печати чаще появляются статьи, в которых авторы предлагают различные системы подготовки моряков торгового флота, все резче становится осуждение мореходных классов, а закрытые в 1867 г. Кронштадтское и Херсонское училища признаются теперь действительно нужными и полезными.
Воцарившаяся в мореходных классах анархия и бессистемность, неудачно составленные программы, малоквалифицированные преподаватели предрешили их судьбу.
Несколько лет обсуждался проект реформы мореходного образования, и только 6 мая 1902 г. состоялось утверждение Положения о мореходных учебных заведениях, которые теперь делились на мореходные училища дальнего и малого плавания, мореходные школы, готовящие судоводителей для парусных судов, курсы мореходных знаний, предназначенные для уже плавающих лиц и приготовительные мореходные школы, которые судоводительского образования не давали. Для учеников мореходных учебных заведений вводилась форменная одежда.
Училища дальнего плавания учреждались в Петербурге, Владивостоке, Ростове-на-Дону, Баку и Магнусгофе, а училища малого плавания — в Херсоне, Керчи и Астрахани. В Одессе мореходные классы были преобразованы в самостоятельное учебное заведение — Одесское училище торгового мореплавания с двумя отделениями: судоводительским и механическим.
Одновременно вводились новые судоводительские звания: капитан и штурман, причем каждое из них имело четыре разряда. Всего, таким образом, было 8 судоводитель-
ских званий, которые давали право занимать определенную должность.
Новая система морского образования, на создание и обсуждение которой понадобилось несколько лет, сразу же после своего обнародования была встречена острой критикой. Резкими нападками на нее пестрели страницы морских журналов и газет. Возражения вызывало ничем не оправданное и совершенно искусственное большое число разрядов судоводительских званий, а также разнотипность учебных заведений.
Приготовительные классы обвинялись в том, что не давали почти никакого общего образования и выпускали недоучек. Пробел в нем не восполняли ни мореходные школы, ни училища. Это снижало общий технический уровень выпускников и уровень их подготовки по специальным предметам.
Таким образом, мореходные училища выпускали малоквалифицированных специалистов, которым в дальнейшем трудно было устроиться на работу как на суда, так и на берегу, что стало одной из причин, резко снизивших приток молодежи в эти училища.
Особенно остро встал вопрос о новой перестройке системы мореходного образования после закона 1909 г., уничтожившего деление на судоводителей парусных и паровых судов.
В декабре 1912 г. состоялось совещание, в котором участвовали начальники портов и мореходных училищ, представители пароходных обществ и т. д. Обсуждался новый проект преобразования морских учебных заведений, учреждавших четырехклассные мореходные училища дальнего плавания (поступающие должны были иметь образование в объеме городского училища и шестимесячный плавательский ценз), мореходные школы разных типов и курсы мореходных знаний для подготовки судоводителей парусных судов вместимостью от 20 до 100 рег. т. Как видно из проекта, многотипность морских учебных заведений, которая являлась одним из недостатков прежней системы, сохранялась. Его реализации помешала первая мировая война, но если бы перестройка образования произошла, положение едва ли бы стало лучше, так как по-прежнему не учитывались действительные нужды мореплавания.
Таким образом, морское образование в дореволюционной России находилось в плачевном состоянии: все понимали, что существующие мореходные учебные заведения неудачны, но никто не видел выхода из создавшегося положения. Недаром один из корреспондентов журнала «Русское судоходство» писал: «...ни в одной, пожалуй, другой области Министерство торговли и промышленности не расходилось... столь резко с жизнью, как именно в отношении мореходного образования».
- Л. АКСЮТИН,
- Просмотров: 6594